Мария Пономаренко
Конспект ОД «Посуда» в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ №8
Конспект
образовательной деятельности.
Образовательная область «Познание».
Тема: «Посуда»
Группа компенсирующей направленности
Подготовила: воспитатель
Пономаренко М. А
г. Оренбург
2024
Цель: обогащать знания детей о посуде, обобщить понятие «Посуда»
Задачи:
Коррекционно — обучающие:
Уточнять и расширять словарь по теме «Посуда», частях посуды (крышка, носик, ручка, дно, стенки).
Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в именительном падеже, согласование качественных прилагательных (цвет) с существительными в именительном падеже.
Обучать суффиксальному способу словообразования: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -чек,- очк,-чик, -ок.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный гнозис и артикуляционный праксис; тонкую и общую моторику; диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Формировать навыки сотрудничества.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе, играть по правилам, Умение распознавать чувства другого, сочувствовать.
Предварительная работа: Знакомство с посудой, чтение и беседа по сказке Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма «Маша и медведь», разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».
Формы работы с детьми:
1. Постановка целей и мотивации деятельности детей: показ иллюстраций (слайды); комментирование, создание проблемной ситуации.
2. Активизация деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, коммуникативная игра.
3. Организации практической деятельности детей: аппликация -декор, комментирование, выводы.
4. Поддержание интереса у детей: ситуация выбора, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
5. Оценка и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий.
Методы:
1. Создание проблемных ситуаций.
2. Сюрпризный момент.
3. Обращение к личному опыту детей.
4. Поощрение.
5. Индивидуальный подход.
6. Наглядные и словесные подходы.
Используемые методики:
1. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» - О. В. Дыбина;
2. «Формирование элементарных математических представлений» - И. А. Помораева, В. А. Позина;
3. «Развитие речи в детском саду» - В. В. Гербова;
4. «Изобразительная деятельность в детском саду» - Т. С. Комарова;
5. «Ознакомление с природой в детском саду» - О. А. Соломенникова;
6. «Физическая культура в детском саду» - Л. И. Пензулаева;
7. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М. Б. Зацепина.
Используемые технологии:
игровая деятельность, технология сотрудничества.
Оборудование для организации в ОД: кукла – Маша; игрушечная посуда; демонстрационные картинки для игры «Четвертый лишний», «Помощники»; плоскостное изображение чайника и его частей для игры «Что сломалось?; разрезные картинки: чайник, чашка, тарелка, ложка, блюдце, поднос; пластмассовые тарелки, набор для декора, использование ИКТ (слайды с изображением посуды)
Комплексно-тематическое планирование: использование в режимных моментах мимическая гимнастика, артикуляционная гимнастика, д/.и «У Маши гости», «Что сломалось?», пальчиковая игра «Помощники»,упражнение «Назови ласково»
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение действовать самостоятельно;
Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
Интеллектуальные:
Развитие у воспитанников интереса к предметам посуды;
Умение воспитанников решать интеллектуальные задачи;
Расширение и активизация словарного запаса.
Физические:
Сформированность общей культуры поведения.
Критерии оценки деятельности детей в ОД.
1. Активность участия в НОД.
2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Проявление волевых усилий.
7. Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.
Организация образовательной деятельности детей 5 -7 лет по теме «Посуда»
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Организационный момент
(Дети сидят в удобных позахна диване, появляется кукла Маша она что то «шепчет» на ушко).
— Посмотрите, кто к нам пришел!
— Ребята, нашу гостью зовут Маша. Она хочет с вами познакомиться и попросить о помощи. Пожмите руку Маше и назовите свое имя.
— Ребята, давайте покажем Маше, как мы ей рады!
— Дружно за руки возьмемся и друг — другу улыбнемся.
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Строим горку на участке
Всем на удивленье, (показать удивление)
В детский сад мы идем с хорошим настроением!
Ребята, давайте научим Машу делать гимнастику для язычка
. Ребята, для чего мы делаем упражнения языком? (поочередно показываю предметные картинки для зрительного сопровождения артикуляционного упражнения).
Первое упражнение: «Месим тесто».
Второе упражнение: «Блинчики»
Третье упражнение: «Вкусное варенье».
Четвёртое упражнение «Чашечка»
Пятое упражнение:
«Конфетка».
— Ребята, у Маши сегодня день рождения и она хочет пригласить гостей на чай, но не знает, что нужно поставить на стол.
-Вы хотите помочь Маше?
-Для этого нам нужно выполнить несколько заданий.
(На столе расставлена разная посуда: чашки, тарелки, кастрюля, сковорода)
- Подойдите к столу, что вы видите на столе?
—-Как назвать одним словом?
+ Посуда
Какой-то здесь у Маши беспорядок. Давайте расставим посуду по местам и расскажем Маше какая бывает посуда.
Итак, посуда бывает: кухонная (при помощи неё готовят пищу)
столовая (при её помощи едят)
и чайная.
К кухонной посуде что относится? (кастрюля, сковорода идр).
К столовой посуде относятся тарелки, чашки, ложки, вилки и др.
Расставляем посуду по местам, оставляем только чайную.
— Возьмите по одной чашке со стола. Найдите блюдце таким же цветом, что и чашка, которую вы выбрали (Дети выбирают по одной чашке, находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку).
-Расскажите Маше, какая цветом чайная пара у каждого из вас? Послушайте, как я скажу:
«У меня красная пара»
-Молодцы все правильно рассказали. А сейчас давайте поставим чашки на стол, который накрыт скатертью.
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Групповая
Мимическая гимнастика
Общая артикуляционная гимнастика
Дидактическая игра «У Маши гости»
Индивидуальная
Конструктивный разговор
Кукла Маша
Развивать интонационную выразительность речи; умение чётко произносить звуки, фразы.
Побуждать детей вести диалог.
Формировать у детей живой интерес к общению с куклой
Дети умеют слушать взрослого и отвечать на вопросы
Развитие познавательной мотивации
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
- Посмотрите, я приготовила сладости, давайте поставим их на стол, чтобы Маша увидела чем можно угощать гостей (несу сладости на подносе)
- Ребята, а кто знает как называется этот предмет? (поднос)
- Это поднос. Давайте запомним этот предмет посуды повторим вместе со мной (произносим по слогам с хлопками) поставим на стол чтобы потом отнести на нём посуду Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие»
Игра «Что лишнее?»
Дидактическая игра «Что сломалось?»
Мнемотаблица»
Упражн «Назови ласков»
Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»(с мячом)
Подвижная игра «Посуда»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Что изменилось?»
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Сюрпризный момент
Аппликация «Тарелочка в подарок
Предметные картинки
Картинки
слайды
Физ. минутки
Д / игры
Активизировать словарный запас
Закреплять знания о форме и цвете геометрических фигур
Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода
Удовлетворить потребность в двигательной активность
Владеет способами взаимодействия совзрослыми
Умеет действовать по инструкции
Ну, а Маша снова просит нас о помощи. Девочка разложила картинки и просит ее проверить, не поставила ли она что-нибудь лишнее: д / игра «Четвёртый лишний»
- Молодцы, вы справились.
- Посмотрите, таким чайник был, а таким стал. Как вы думаете, какая часть у чайника отбилась?
+Носик.
- Правильно, иди Кира прикрепи к чайнику носик.
-Какая часть еще отбилась? (прикрепляют крышку, ручку)
Давайте еще раз повторим, что есть у чайника?
+ Крышка, носик, ручка, дно, стенки.
- Ребята, а чайник нам нужен для чаепития?
- Давайте его тоже поставим на стол.
А ещё расскажем Маше что посуда может быть очень разной. Для этого мы внимательно смотрим на экран. «Алгоритм. Расскажи о посуде
- Ребята, что-то Маша загрустила. Она говорит, это потому, что ее никто давно не называл ласково. Давайте назовем ее ласково.
+ Машенька.
- Маша, а ты знаешь и посуду можно называть ласково. Ребята, давайте научим Машу называть посуду ласково.
-Посмотрите (показываю картинки с посудой, это чашка, а ласково будет — чашечка;
— тарелка-тарелочка;
— чайник-чайничек;
-блюдце-блюдечко;
-ложка-ложечка;
— поднос-подносик.
— Спасибо, ребята, вы научили Машу называть посуду ласково.
А сейчас Маша приглашает вас на весеннюю полянку поиграть в мяч
Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»
(с мячом)
Воспитатель бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.
Ложка чистая - ложка грязная.
Тарелка глубокая - тарелка мелкая.
Чашка большая - маленькая чашка.
Сковорода тяжелая - сковорода легкая.
Ложка большая - ложка маленькая.
Нож тупой - нож острый.
Кастрюля горячая - кастрюля холодная.
«Ой, как весело играть! Я ещё хочу!» — говорит мне Маша.
- А мы с вами поиграем в игру «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (Развели руки в стороны.)
Он посуду нам принес.
-Маше уже пора уходить, ей очень понравился стол, который мы накрыли1 Но она такая шутница!Посмотрите на стол и запомните, что стоит на нем. Закройте глаза (убираю красный чайник и ставлю на его место желтый).
— Откройте глаза. Что появилось на столе?
— Что пропало со стола?
— Еще раз закройте глаза.
(На стол ставлю настоящие конфетки)
— Ребята, вы справились со всеми заданиями, Маша сможет накрыть стол для чаепития и пригласить друзей. И для вас она тоже принесла угощения.
-А что дарят именинникам на день рождения?
+ Подарки.
-Давайте и мы Маше подарим подарки- красивые тарелочки для чаепития, которые украсим цветами и сердечками. Ой, ребята, а посуда может быть грязной. ?. Давайте покажем Маше, как мы моем посуду.
Раз, два три, четыре (удары кулаками, хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальцы, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (удары кулаками, хлопки в ладоши)
Только чашку мы разбили, (загибаем пальцы на другой руке, начиная с большого)
И кастрюлю уронили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника разбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
— Скажи, что ты подаришь Маше? Называй предмет ласково.
+Я подарю Маше красную тарелочку.
(каждый ребенок называет свой предмет посуды
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Целевыеориентиы
(характеристики)
—Маше пора прощаться, она очень рада, что у нее появились новые друзья.
— Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили с Машей?
В какие игры мы играли с Машей?
Что вам больше всего понравилось?
А расскажете ли вы об этом своим друзьям? Социально - коммуникативное развитие Набор посуды Высказывать простейшие суждения, делать выводы Любознательный активный частично владеет монологической, диалогической речью