Евгения Литвинова
Конспект ООД по экологическому развитию «Лес — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лес - наш дом»
Задачи:
— образовательные : закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— развивающие : развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать связную речь, развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций
Публикация «Конспект ООД по экологическому развитию „Лес — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы; рассматривание иллюстраций и картинок: «Животные леса», «Деревья, ягоды, цветы, грибы», «Насекомые»; беседа «Правила поведения в лесу»; загадывание загадок о диких животных; просмотр презентаций: «Дикие животные», «Как разговаривают дикие животные».
Ход занятия:
Организационный момент (Игровая мотивация)
(Дети стоят в кругу на ковре)
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети:Да
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Дети, сначала мы должны вспомнить с вами:
-Что такое лес?
Дети:Там растут ягоды, грибы, живут животные и т. д.
Воспитатель: Правильно ребята, у каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом: у насекомых, у животных, у птичек.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит лес?
Ответы детей: В лесу собирают грибы, ягоды. Многие травы в лесу являются лекарственными, из них делают лекарства. Можно собирать цветы.
Воспитатель: А самое главное: в лесу можно отдыхать, в лесу очень чистый воздух. Любоваться и восхищаться природой, наблюдать, получать много знаний о растительном и животном мире.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Ответы детей: Нельзя Разводить костры, а если развели костер, то обязательно потушить, может случиться большая беда пожар, и тогда всё сгорит – и растения и животные. Нельзя громко кричать, включать музыку. Так мы испугаем лесных обитателей. Нельзя разорять птичьи гнёзда, трогать и брать домой яйца и птенцов. Они погибнут в неволе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рубить без разрешения деревья. Нельзя разрушать муравейники. Нельзя оставлять после себя мусор, нужно складывать в пакет и относить его в контейнер. И т. д.
Воспитатель: Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию. Я предлагаю вам полететь на волшебном "ковре-самолёте".
(Звучит волшебная музыка)
Наш ковер по небу мчится:
Что же с нами приключится?
У несёт нас до небес,
Попадем на нём мы в лес!
(Звучит музыка шум леса)
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, посмотрите - мы оказались в лесу. Не забываем правила поведения в лесу. Идём тихо, стараемся не нарушать тишину и спокойствие лесных жителей, ведь мы пришли к ним в гости.
Воспитатель: Дети, смотрите – нас кто-то встречает.
(Сидит белка на пенёчке)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуй, белка!
Белка (игрушка)воспитатель имитирует голос
Здравствуйте, дети! Рад вас видеть в лесу. Вы шли очень тихо, но я всё равно вас услышал, потому, что слышу каждый шорох, каждый треск и шум. Мне очень понравилось, что вы тихо идёте и не нарушаете спокойствие моего лесного царства. Приглашаю вас пройти по тропинке дальше в лес.
Воспитатель: Дети, давайте встанем друг за другом и тихонечко пойдем
А тропинка не простая, посмотрите сколько следов животных лесных, а на них написано, что-то вопросы какие-то.
Ребята, для того чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе. Вы готовы преодолеть первое испытание?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте вопрос. Будете поднимать руку и тихонечко отвечать на вопрос.
1. Какое время года сейчас идёт?
2. Кто в лесу живёт?
3. Как мы можем помочь птицам зимой?
4. Кто зимой ложится в спячку?
5. Что ест ёж зимой? (зимой он спит).
6. Какое дерево отличается стволом, от всех деревьях? (берёза)
7. Какие грибы растут под березами? (подберёзовики)
8. Как не льзя вести себя в лесу?
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса!
Воспитатель: Дети, смотрите, на нашем пути течёт лесной ручеёк. Как приятно послушать журчание лесного ручейка! Послушайте.
Музыка «Журчит ручей»
Воспитатель: Ребята, давайте перепрыгнем через ручей. (Дети друг за другом перепрыгивают через ручей).Ой посмотрите, какая полянка
Воспитатель: Дети, предлагаю присесть на этой красивой полянке и немного отдохнуть.
Воспитатель: Поиграем в игру "Этажи леса"
Первый этаж-дети приседают и называют «ягоды, грибы» .
Второй этаж –дети немного поднимаются и называют "насекомые".
Третий этаж – встают и называют «лесных животных»
Воспитатель: Какие вы молодцы, дети! Вы прекрасно справились и с этим испытанием.
Воспитатель: Дети, мне показалось, что кто-то промелькнул. Интересно, кто бы это мог быть? Хотите узнать? Надо посмотреть.
(воспитатель находит письмо от сороки, которое приклеено за окном). Сорока принесла нам письмо. Прочитаем его. Здесь загадки, а когда угадаете, то увидите ответ на картинки, которую я покажу и проверите себя: правильно угадали или нет. Вы готовы отгадывать Сорокины загадки?
Дети: Готовы.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (Ёжик)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Когда я голодный,
Меня не встречай,
Я щелкну зубами
И съем невзначай (Волк)
Ай-да, молодцы, как быстро вы умеете отгадывать загадки. Наверное, вы интересуетесь жизнью леса и его обитателей.
Воспитатель: Дети! Как называются животные, которые живут в лесу? Ответы детей: Лесные животные или дикие.
Воспитатель: А чем дикие животные отличаются от домашних? Ответы детей: дикие животные сами заботятся о себе: сами находят себе корм, если нужно устраивают себе жилище, ухаживают за своими детёнышами. А домашние животные о себе не заботятся, о них заботятся люди. Люди строят для них специальные помещения, запасают корм. Несколько раз в день кормят домашних животных. Убираются в помещениях, где содержатся животные. Когда у домашних животных появляются детёныши, люди ухаживают за ними, делают специальные прививки. Если животные заболеют, то человек лечит их.
Воспитатель: Молодцы, вы очень много знаете о диких и домашних животных.
Воспитатель Предлагаю отдохнуть и сделать физкультминутку.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Звучит аудиозапись «Пение птиц в лесу»
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Назовите, каких птиц вы знаете.
(Ответы детей)
Воспитатель: Дети! Какую птицу называют лесным доктором?
Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть, как дятел лечит деревья?
Видео «Дятел» (дети смотрят видеозапись, как дятел лечит деревья)
Воспитатель: Дети, идемте дальше.
Аудиозапись «Шум насекомых»
Воспитатель: Прислушаемся, что это за звуки? Кто же ещё живет в лесу?
Ответы детей: Еще в лесу живут различные насекомые: кузнечики, осы, комары, муравьи, сверчки, пауки и т. д.
Проблемная ситуация: Ребята. Я хотела посмотреть вместе с вами картинки с изображением насекомых, но кто-то перепутал их. Вы поможете мне? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нужно выбрать только те картинки, на которых изображены насекомые.
Решение проблемы: «Убери лишнее» (Дети берут картинку, называют, кто изображён на ней. Отбирают только картинки с изображением насекомых).
Воспитатель: Ребята, как быстро пролетело время. Наше путешествие подходит к концу.
Дети, скажите, пожалуйста, для кого же лес является домом?
Ответы детей: лес является домом для диких животных, для птиц, насекомых, лягушек, змей, ящериц.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться в группу, обещаем соблюдать правила поведения в лесу, стараться быть любознательными и наблюдательными. И тогда вы сможете узнать множество тайн природы, будете беречь, а значит любить природу.
(Звучит волшебная музыка)
Дети: Повернись, в детском саду окажись.
Воспитатель: Вот и снова мы оказались в нашем детском саду. Дети, вам понравилось путешествие? Что понравилось? (Ответы детей) Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями. Берегите лес – наше богатство и красоту.