НАУМОВА
«Архитектор и архитектура». Конспект ОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по речевому развитию
с элементами ТРИЗ - технологии
в подготовительной группе № 10
МБДОУ ДС № 257
Воспитатель: Наумова Людмила Александровна
Тема: Архитектор и архитектура.
Цель: Знакомство детей с видами жилища разных времен, понятиями “архитектор” и “архитектура”.
Задачи:
- Познакомить детей с видами жилища разных времён, понятиями “архитектор”и “архитектура”.
- Упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания противоположностей в одном объекте.
- Выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать восприятие, мышление, речь в процессе активных действий по поиску вещей и явлений.
- Воспитывать уважение к историческому прошлому.
Материалы:
Дидактическая игра “От самого…до самого”, “Круги Лулия”, презентация, мяч
Предварительная работа: рассматривание фотографий с изображениями красивых зданий города, рисунки с изображениями архитектурных деталей, раскрашивание картинок с разными домами, замками башнями.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня мы с вами будем говорить об очень важном и родном для нас.
Я сейчас вам загадаю загадки. А вы отгадав их скажете о чём мы будем с вами разговаривать.
Загадки
1. Сидит на крыше всех выше, дымом дышит. (труба) слайд 2
2. Из меня берут порою речки свой исток, а в руках твоих открою я любой замок. (ключ) слай 3
3. Не лает, не кусает, но в дом не пускает (замок) слайд 4
В: Ребята вы уже догадались о чём пойдет речь?
Ответы детей:
В: Если не ответили наводящий вопрос: Куда вы возвращаетесь после д/с?
В: Правильно ребята, о доме.
В: Ребята дома бывают разные, сейчас мы с вами посмотрим какие же бывают дома. Посмотрите на монитор.
Слайды (с 5 - 11) (пещера, шалаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб).
Рассматривание и обсуждение.
Дидактическая игра «От самого…до самого»
Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время использования в истории, прочность, высота и т. д.
Описание игры: картинки с изображением различного типа построек (пещера, шалаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб)
Детям задаётся признак (от самого… до самого)
В: Ребята посмотрите у вас на столе разложены карточки c различными домами надо разложить их по признаку:
- 1 признак по прочности (начиная от самого прочного)
Дети раскладывают карточки.
В: спросить почему они сделали такой выбор.
- 2 признак по высоте (сложите карточки от самого маленького, до самого большого
В: Ребята вы молодци, а теперь поиграем в игру наоборот. Я буду вам говорить слова, а вы мне будете называть слова с противоположным значением.
Игра «Наоборот» (проводится с мячом)
Задача: назвать слово с противоположным значением.
• яркий – бледный,
• новый – старый,
• ясный – мрачный,
• широкий – узкий,
• шершавый – гладкий,
• чистый – грязный,
• сухой – мокрый,
• свой – чужой,
• светлый – темный,
• красивый – безобразный,
• громадный – маленький.
В: Молодци. Ребята представте, как дом может быть одновременно
• яркий – бледный слайд 12 (дом - яркие краски снаружи, бледные –изнутри, а как он может быть
• широкий – узкий слайд 13 (дом - вид спереди и сбоку)
Логика системного мышления по объекту
Если мы рассмотрим что - то
Это что - то для чего - то
Это что - то часть чего - то
Чем то было это что - то
Чем то станет это что - то
часть окружения
чем был раньше дом (один много) чем будет в будущем
из чего состоит
Основная функция – защита человека от неблагоприятных внешних факторов.
ОДИН ДОМ
- люди будут жить вместе «+»
- мало места в квартире «-»
МНОГО ДОМОВ
- у всех просторные квартиры «+»
- можно пригласить много друзей «+»
- негде поиграть на улице – везде одни дома «-»
- нет зелени «-»
Подсистема: окна, стены, пол, двери, лестницы, потолки.
Надсистема:
- по месту: находится в населенных пунктах;
- по назначению: здания и сооружения.
Прошлое: Задать вопрос:
Если дом из дерева, чем он был раньше? (бревном,деревом)
. из кирпича. (кирпичём)
. из камня. (камнем, горой)
Будущее
В: Ребята чем может быть дом в будущем?
Ответы детей:
В: Ребята мы узнали что такое дом для чего он нужен, а вы знаете кто же их придумал и построил?
Ответы детей: строитель, архитектор.
В: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Архитектор – это художник-строитель. (слайд 14 - инструменты для архитектора /обсуждение)
В: Ребята может мы немножко побудем строителями?
Физминутка «Дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Руки над головой «домиком».
Руки перед глазами. Концы пальцев сомкнуты в «окошко».
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Пальцы растопырены.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука «пёс».
В: Рябята присаживаемся за столы.
(слайды(15 - 17)
В: Архитектура разных стран и разных времён отличается. Шедевры архитектуры запоминаются, как знаки, которые определяют города и страны.
- Вот пирамиды – символ Древнего Египта, Кремль – Москвы, Эйфелиева башня – напоминает о Франции.
- У каждого здания есть свои отличительные особенности.
В: Ребята посмотрите на картинки.
- Что имеют только храмы? (Купола). слайд 18
- Дворцы? (Башни). слайд 19
- Музеи, театры? (Колонны). слайд 20
В: Ребята, а давайте мы с вами побудем архитекторами и создадим свой необычный, современный дом. Перед вами 3 круга:
- на 1 круге выберите размер будущего дома
- на 2 круге выберите форму
- на 3 материал из которого будет сделан ваш дом
Каждый из вас прокрутит круги и определит по признакам, которые выпадут, вы нарисуете свой дом будущего.
Каждый ребёнок проговаривает какой у него выпал дом по размеру, по форме и из какого материала.
Дидактическая игра «Архитектура»
Цель: Формирование представлений об архитектуре, развитие у детей мышления фонтазии. Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 3 круга разного размера разделенных на 6 секторов.
Описание игры:
1 круг- размер по сравнению
2 круг - форма
3 круг - материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируютстроение, наделяя его фантастическими характеристиками.
Ребята вы большие молодцы, что вы нового сегодня узнали?
Ответы детей:
Ребята я вас поздравляю вы стали настоящими архитекторами. (награждение медаляим).