Инна Мартынова
Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества, с малыми формами фольклора.
Задачи: Развивать у детей интерес к малым формам русского фольклора. Воспитывать чувство патриотизма через приобщение дошкольников к устному народному творчеству. Формировать умение детей кодировать малые тексты (потешки) пиктограммами (простейшими рисунками). Воспитывать желание использовать считалки при организации игр. Развивать память детей, разучивая с ними колыбельные и пестушки. Поощрять интонационную выразительность речи детей во время рассказывания докучных сказок. Развивать слуховое внимание, чувство юмора во время рассказывания скороговорок. Воспитывать любовь к Родине и своему народ, желание познавать прошлое своей страны.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход занятия:
Дети украшают себя элементами народного костюма : девочки – платочками или ленточками, мальчики – кепками. Воспитатель приглашает нарядных детей в группу, которая оформлена в стиле русской избы.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали?
Дети: В музей “Русская изба”
Воспитатель: Да, правильно. Мы в музее «Русская изба». Проходите, рассаживайтесь. Давайте поговорим о том, как жили наши предки и что они нам в дар оставили.
Дети: проходят, рассаживаются.
Воспитатель: В давние-давние времена так выглядели жилища наших предков - тех, кто жил до нас, до наших родителей. В те далекие времена и одевались люди по-другому: девушки носили сарафаны и кокошники, юноши - вышитые рубашки - косоворотки, фуражки. (СЛАЙД) Мужчины и женщины много трудились в поле, а в свободное время на посиделках рассказывали сказки, пели народные песни, колыбельные своим детям, загадывали загадки, сочиняли пословицы, считалки, скороговорки, пестушки, прибаутки. (СЛАЙД)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется одним словом всё то, что наши предки сочинили в далёком прошлом?
Дети: Фольклор
Воспитатель: Кто из вас ребята знает, что означает слово “ ФОЛЬКЛОР”?
Дети: Фольклор - это творчество народа, которое передавалось из одного поколения другому.
Воспитатель: А как передавалось? Книжки писали?
Дети: Нет. Бабушки рассказывали и пели своим внукам сказки и песни, а они, когда вырастали, передавали своим детям.
Воспитатель: Скажите, а кому и в какое время пели колыбельные песни?
Дети: Их пели маленьким детям, когда их укладывали спать.
Воспитатель: А кто обычно напевал такие песенки маленьким детям?
Дети: Мамы и бабушки.
Воспитатель: Правильно. В старину мамы и бабушки укладывали спать малышей в кроватки-колыбельки, которые можно было качать. При этом ребёнку тихо напевали песенку, которую так и называли –колыбельная.
Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг и представим, что у вас на руках малыши, которые хотят, но не могут уснуть. Давайте их покачаем и споём.
Дети встают в круг и выполняют имитирующие движения.
Баю-баюшки-баю,
Баю Танечку мою.
Буду я качать,
Буду Таню величать.
Моя Танюшка уснёт,
Да угомон её возьмёт.
Баю-баиньки-баю,
Раскрасавицу мою.
Воспитатель: Вот уложили мы малыша, он поспал, проснулся, устал от неподвижности и пелёнок – мама распеленает его и напоет другую песню – пестушку. Пестовать – значит ухаживать. Ребята, а вы знаете какие-нибудь пестушки?
Дети: Да. Знаем.
Воспитатель предлагает спеть знакомую пестушку
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Воспитатель: Молодец. Спасибо.
Малыш не плакал, радовался, что мама с ним, у него хорошее настроение. А во время еды, чтобы малыш хорошо кушал, мама рассказывала потешки. Вот послушайте одну из них
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка,
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало.
Воспитатель: Эта песенка-потешка (от слова «потешить», «развеселить») помогала маме уговорить ребёнка скушать всю кашку.
Воспитатель: Давайте вместе с вами повторим ее еще раз и постараемся запомнить (повторяют.) А теперь эту потешку про гречневую кашку нужно «закодировать», то есть спрятать в рисунки. Проходите за столы.
Воспитатель читает вместе с детьми слова потешки ещё раз, напоминает правило: каждая строчка потешки прячется в одном рисунке одного квадрата.
Воспитатель: Что мы нарисуем в первом квадрате?
Дети: Ложку
Воспитатель: Во втором?
Дети: Чашку
Воспитатель: В третьем
Дети: Чашку, наполненную кашей
Воспитатель: В четвёртом квадрате?
Дети: Ложку над чашкой с кашей
Воспитатель: А в пятом?
Дети: Пустую чашку
Воспитатель: А теперь давайте хором прочитаем текст потешки по вашим рисункам (Читают)
Воспитатель: Молодцы! Сколько весёлых и забавных песенок, потешек сочинил русский народ. А ещё существует множество разных сказок. А какие сказки вы знаете, которые сочинил народ?
Дети Русские народные сказки.
Воспитатель: А какие?
Дети по очереди называют сказки.
Воспитатель: Вы назвали много сказок. Давайте вспомним некоторые из них. Я сейчас прочитаю отрывок, а вы послушайте и скажите из какой он сказки
«… Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. — Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! — Не пей, братец, телёночком станешь!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
«. Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного» («Царевна - лягушка»)
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас вспомнит слова из знакомой сказки? А остальные ребята отгадают.
1. «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись, рыбка большая и маленькая.» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
2. «…Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»)
3. «. Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком…» («Петушок и бобовое зёрнышко»)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете РНС. Но есть ещё очень интересные и даже забавные сказки. Они небольшие и были специально придуманы для детей. Сейчас я расскажу вам такую сказку? Слушайте.
“Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала? Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Не очень
Воспитатель: Почему?
Дети: Вы несколько раз одни и те же слова повторили.
Воспитатель: Вам надоело слушать?
Дети: Да
Воспитатель: В давние времена у родителей было много работы. Чтобы малые дети к ним не приставали, они и придумали для них вот такие сказки. А называли их “ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ”. Докучать - значит надоедать. Дети быстро отказывались слушать такие сказки и начинали чем-то другим заниматься, чаще всего играть. Вот и я предлагаю вам поиграть в «Баба-Яга»
Один из играющих (Баба Яга, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:
Баба-Яга, костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугался народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра продолжается.
Воспитатель: Нам надо выбрать водящего, то есть Бабу Ягу. Как мы ее выберем?
Дети: Считалкой.
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо ограды.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Дети поиграли, сели на скамеечки.
Воспитатель: В некоторых докучных сказках рассказчик (человек, который рассказывает) задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, и в сказке будут повторяться одни и те же вопросы и ответы. В таких сказках участвует не один рассказчик, но ещё и тот, кто слушает и задаёт вопросы. И сказка при этом повторяется много раз.
Воспитатель: У меня для вас приготовлена ещё одна докучная сказка.
Воспитатель приглашает одного из детей и предлагает ему повторить последнее слово в каждой строчке.
Воспитатель: Мы с тобой шли?
Ребё нок: Шли.
Воспитатель: Сапог нашли?
Ребё нок: Нашли
Воспитатель: Я тебе его дала?
Ребё нок: Дала
Воспитатель: Ты его взял?
Ребё нок: Взял
Воспитатель: А где же он?
Ребё нок: Кто?
Воспитатель: Да не кто, а что
Ребё нок: Что?
Воспитатель: Сапог
Ребё нок: Какой?
Воспитатель: Ну, такой. Мы с тобой шли?
Ребё нок: Шли
Воспитатель: Сапог нашли?
Ребё нок: Нашли
Воспитатель: И так сказка повторяется много раз, пока не наскучит. Скажите, какое настроение у вас после игры с докучными сказками?
Дети: Хорошее настроение. Весёлые сказки. Можно их много раз повторять. Легко запоминаются. Можно на улице их повторять, чтобы было весело.
Воспитатель: Эти сказки не только забавные. Они учат ребёнка думать, как ответить на вопрос, чтобы сказка продолжалась, а не повторялась сначала.
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить задание – придумать или вспомнить свою докучную сказочку. А помогут нам в этом картинки на экране. Посмотрите на экран.
Дети:
Пёс
Жили-были пёс и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса.
Вот и сказка вся.
Избушка.
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала.. .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А ещё русский народ сочинил много скороговорок. Я предлагаю вам поговорить о скороговорках. Что означает это слово?
Дети: Если произнести его медленно, по частям: «скоро – говорка», «скоро» - быстро, «говорка» - говорить, то есть говорить быстро. Скороговорка помогает научиться говорить не только скоро, быстро, но и….
Дети: Скороговорка веселит, учит правильно произносить звуки, тренирует язычок.
Воспитатель: Правильно. Давным-давно жили люди, которые ради смеха и веселья придумали небольшие стишки или трудные предложения для быстрого проговаривания. Вот так и появились скороговорки. Хотите поупражняться в произнесении скороговорок?
Воспитатель: Ну, тогда, повторяйте за мной (по очереди)
Саша шапкой шишку сшиб.
У Сени с Саней в сетях сом с усами.
Гроза грозна, грозна гроза.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я вам буду говорить скороговорку неправильно, а вы должны будете сказать правильный вариант.
Готовы? Тогда слушайте внимательно и исправляйте
1. «У ежа ужата, у ужа ежата?». Дети должны исправить. «У ежа ежата, у ужа ужата».
2. Течет речка, печет печка.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Воспитатель: Молодцы! Наши посиделки подошли к концу. Что вам понравилось больше всего?
Ребята, а давайте вспомним, так что же такое ФОЛЬКЛОР?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.