Папки-передвижки

Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором

Инна Мартынова
Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества, с малыми формами фольклора.

Задачи: Развивать у детей интерес к малым формам русского фольклора. Воспитывать чувство патриотизма через приобщение дошкольников к устному народному творчеству. Формировать умение детей кодировать малые тексты (потешки) пиктограммами (простейшими рисунками). Воспитывать желание использовать считалки при организации игр. Развивать память детей, разучивая с ними колыбельные и пестушки. Поощрять интонационную выразительность речи детей во время рассказывания докучных сказок. Развивать слуховое внимание, чувство юмора во время рассказывания скороговорок. Воспитывать любовь к Родине и своему народ, желание познавать прошлое своей страны.

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети украшают себя элементами народного костюма : девочки – платочками или ленточками, мальчики – кепками. Воспитатель приглашает нарядных детей в группу, которая оформлена в стиле русской избы.

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали?

Дети: В музей “Русская изба”

Воспитатель: Да, правильно. Мы в музее «Русская изба». Проходите, рассаживайтесь. Давайте поговорим о том, как жили наши предки и что они нам в дар оставили.

Дети: проходят, рассаживаются.

Воспитатель: В давние-давние времена так выглядели жилища наших предков - тех, кто жил до нас, до наших родителей. В те далекие времена и одевались люди по-другому: девушки носили сарафаны и кокошники, юноши - вышитые рубашки - косоворотки, фуражки. (СЛАЙД) Мужчины и женщины много трудились в поле, а в свободное время на посиделках рассказывали сказки, пели народные песни, колыбельные своим детям, загадывали загадки, сочиняли пословицы, считалки, скороговорки, пестушки, прибаутки. (СЛАЙД)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется одним словом всё то, что наши предки сочинили в далёком прошлом?

Дети: Фольклор

Воспитатель: Кто из вас ребята знает, что означает слово “ ФОЛЬКЛОР”?

Дети: Фольклор - это творчество народа, которое передавалось из одного поколения другому.

Воспитатель: А как передавалось? Книжки писали?

Дети: Нет. Бабушки рассказывали и пели своим внукам сказки и песни, а они, когда вырастали, передавали своим детям.

Воспитатель: Скажите, а кому и в какое время пели колыбельные песни?

Дети: Их пели маленьким детям, когда их укладывали спать.

Воспитатель: А кто обычно напевал такие песенки маленьким детям?

Дети: Мамы и бабушки.

Воспитатель: Правильно. В старину мамы и бабушки укладывали спать малышей в кроватки-колыбельки, которые можно было качать. При этом ребёнку тихо напевали песенку, которую так и называли –колыбельная.

Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг и представим, что у вас на руках малыши, которые хотят, но не могут уснуть. Давайте их покачаем и споём.

Дети встают в круг и выполняют имитирующие движения.

Баю-баюшки-баю,

Баю Танечку мою.

Буду я качать,

Буду Таню величать.

Моя Танюшка уснёт,

Да угомон её возьмёт.

Баю-баиньки-баю,

Раскрасавицу мою.

Воспитатель: Вот уложили мы малыша, он поспал, проснулся, устал от неподвижности и пелёнок – мама распеленает его и напоет другую песню – пестушку. Пестовать – значит ухаживать. Ребята, а вы знаете какие-нибудь пестушки?

Дети: Да. Знаем.

Воспитатель предлагает спеть знакомую пестушку

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Воспитатель: Молодец. Спасибо.

Малыш не плакал, радовался, что мама с ним, у него хорошее настроение. А во время еды, чтобы малыш хорошо кушал, мама рассказывала потешки. Вот послушайте одну из них

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало.

Воспитатель: Эта песенка-потешка (от слова «потешить», «развеселить») помогала маме уговорить ребёнка скушать всю кашку.

Воспитатель: Давайте вместе с вами повторим ее еще раз и постараемся запомнить (повторяют.) А теперь эту потешку про гречневую кашку нужно «закодировать», то есть спрятать в рисунки. Проходите за столы.

Воспитатель читает вместе с детьми слова потешки ещё раз, напоминает правило: каждая строчка потешки прячется в одном рисунке одного квадрата.

Воспитатель: Что мы нарисуем в первом квадрате?

Дети: Ложку

Воспитатель: Во втором?

Дети: Чашку

Воспитатель: В третьем

Дети: Чашку, наполненную кашей

Воспитатель: В четвёртом квадрате?

Дети: Ложку над чашкой с кашей

Воспитатель: А в пятом?

Дети: Пустую чашку

Воспитатель: А теперь давайте хором прочитаем текст потешки по вашим рисункам (Читают)

Воспитатель: Молодцы! Сколько весёлых и забавных песенок, потешек сочинил русский народ. А ещё существует множество разных сказок. А какие сказки вы знаете, которые сочинил народ?

Дети Русские народные сказки.

Воспитатель: А какие?

Дети по очереди называют сказки.

Воспитатель: Вы назвали много сказок. Давайте вспомним некоторые из них. Я сейчас прочитаю отрывок, а вы послушайте и скажите из какой он сказки

«… Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. — Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! — Не пей, братец, телёночком станешь!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

«. Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного» («Царевна - лягушка»)

Воспитатель: Может кто-нибудь из вас вспомнит слова из знакомой сказки? А остальные ребята отгадают.

1. «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись, рыбка большая и маленькая.» («Лисичка-сестричка и серый волк»)

2. «…Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»)

3. «. Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком…» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете РНС. Но есть ещё очень интересные и даже забавные сказки. Они небольшие и были специально придуманы для детей. Сейчас я расскажу вам такую сказку? Слушайте.

“Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала? Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Не очень

Воспитатель: Почему?

Дети: Вы несколько раз одни и те же слова повторили.

Воспитатель: Вам надоело слушать?

Дети: Да

Воспитатель: В давние времена у родителей было много работы. Чтобы малые дети к ним не приставали, они и придумали для них вот такие сказки. А называли их “ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ”. Докучать - значит надоедать. Дети быстро отказывались слушать такие сказки и начинали чем-то другим заниматься, чаще всего играть. Вот и я предлагаю вам поиграть в «Баба-Яга»

Один из играющих (Баба Яга, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:

Баба-Яга, костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугался народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра продолжается.

Воспитатель: Нам надо выбрать водящего, то есть Бабу Ягу. Как мы ее выберем?

Дети: Считалкой.

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо ограды.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Дети поиграли, сели на скамеечки.

Воспитатель: В некоторых докучных сказках рассказчик (человек, который рассказывает) задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, и в сказке будут повторяться одни и те же вопросы и ответы. В таких сказках участвует не один рассказчик, но ещё и тот, кто слушает и задаёт вопросы. И сказка при этом повторяется много раз.

Воспитатель: У меня для вас приготовлена ещё одна докучная сказка.

Воспитатель приглашает одного из детей и предлагает ему повторить последнее слово в каждой строчке.

Воспитатель: Мы с тобой шли?

Ребё нок: Шли.

Воспитатель: Сапог нашли?

Ребё нок: Нашли

Воспитатель: Я тебе его дала?

Ребё нок: Дала

Воспитатель: Ты его взял?

Ребё нок: Взял

Воспитатель: А где же он?

Ребё нок: Кто?

Воспитатель: Да не кто, а что

Ребё нок: Что?

Воспитатель: Сапог

Ребё нок: Какой?

Воспитатель: Ну, такой. Мы с тобой шли?

Ребё нок: Шли

Воспитатель: Сапог нашли?

Ребё нок: Нашли

Воспитатель: И так сказка повторяется много раз, пока не наскучит. Скажите, какое настроение у вас после игры с докучными сказками?

Дети: Хорошее настроение. Весёлые сказки. Можно их много раз повторять. Легко запоминаются. Можно на улице их повторять, чтобы было весело.

Воспитатель: Эти сказки не только забавные. Они учат ребёнка думать, как ответить на вопрос, чтобы сказка продолжалась, а не повторялась сначала.

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить задание – придумать или вспомнить свою докучную сказочку. А помогут нам в этом картинки на экране. Посмотрите на экран.

Дети:

Пёс

Жили-были пёс и кот.

Кот ловил мышей за хвост.

Укусил однажды пса.

Вот и сказка вся.

Избушка.

На горушке — избушка,

Живёт в ней старушка.

Сидит на печи,

Жуёт калачи.

Вот она встала,

Из-за печи мочалу достала.. .

Хороша у старушки мочала!

Не начать ли сказку с начала?

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А ещё русский народ сочинил много скороговорок. Я предлагаю вам поговорить о скороговорках. Что означает это слово?

Дети: Если произнести его медленно, по частям: «скоро – говорка», «скоро» - быстро, «говорка» - говорить, то есть говорить быстро. Скороговорка помогает научиться говорить не только скоро, быстро, но и….

Дети: Скороговорка веселит, учит правильно произносить звуки, тренирует язычок.

Воспитатель: Правильно. Давным-давно жили люди, которые ради смеха и веселья придумали небольшие стишки или трудные предложения для быстрого проговаривания. Вот так и появились скороговорки. Хотите поупражняться в произнесении скороговорок?

Воспитатель: Ну, тогда, повторяйте за мной (по очереди)

Саша шапкой шишку сшиб.

У Сени с Саней в сетях сом с усами.

Гроза грозна, грозна гроза.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я вам буду говорить скороговорку неправильно, а вы должны будете сказать правильный вариант.

Готовы? Тогда слушайте внимательно и исправляйте

1. «У ежа ужата, у ужа ежата?». Дети должны исправить. «У ежа ежата, у ужа ужата».

2. Течет речка, печет печка.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Воспитатель: Молодцы! Наши посиделки подошли к концу. Что вам понравилось больше всего?

Ребята, а давайте вспомним, так что же такое ФОЛЬКЛОР?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 17:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по речевому развитию посредством ознакомления старших дошкольников с народным фольклором» (включая файлы) размещена пользователем Инна Мартынова (УИ 309333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД