Кочуйкова Вера
Конспект ОД по правовому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект ОД в подготовительной группе по правовому воспитанию.
Цель:
Формировать представления детей о правах ребёнка. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи:
Образовательная: закреплять знания о правах и обязанностях ребенка.
Публикация «Конспект ОД по правовому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие : чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Словарная работа:
Конвенция, всеобщая декларация, свидетельство о рождении, семейное дерево.
Материал:
Карточки, изображающие фрагменты нарушения прав героев сказок, образец документа «Свидетельство о рождении», лепестки от «цветка Счастья».
Литература:
Книги: «Конвенция о правах ребёнка», стихи «Мы на свет родились».
Предварительная работа:
Рассматривание карточек из д/п «Права детей». Рассказы педагога о правах детей. Чтение рассказов и сказок где нарушаются права героев. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Рассказ о значении фамилии, имен детей, обсуждение пословиц и поговорок о семье, загадки о семье.
Методы и приемы:
• наглядные: рассматривание картинок.
• словесные: ребусы, пословицы, загадки.
Технологии:
Здоровьесберегающее – упражнение «Сохрани жизнь», физкультминутка.
Ход занятия:
Дети с воспитателем проходят в середину группы и становятся перед стульчиками.
-Здравствуйте, девочки!
-Здравствуйте!
-Здравствуйте, мальчики!
– Здравствуйте!
-Здравствуйте, взрослые!
– Здравствуйте!
-Здравствуйте, здравствуйте, все!
-Проходим и садимся на стульчики.
Дети садятся на стульчики полукругом.
-А о чем сегодня пойдет речь на занятии, мы с вами узнаем после того, как послушаем стихотворение, которое нам прочитает Аня.
Лишь появиться ребёнок
И дышать начнёт едва.
У него уже с пелёнок
Появляются права.
-Итак, о чем сегодня мы будем говорить?
(О правах детей).
-Правильно.
- Ребята, а как вы понимаете слово «право»?
(Ответы детей).
- Да, это то, что человек может делать, не боясь получать наказания.
- Интересно, а как же появились права человека?
- Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад.
Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны выполнять, а что нет? На, что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, люди написали похожую книгу только для детей. Мы с вами с ней уже познакомились раньше. Как она называется?
(«Конвенцию о правах ребенка»).
-Правильно, ребята! А что написано в этой книге?
(В этой книге записаны права и обязанности детей).
-Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности.
И мы все должны их выполнять.
-Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране. В этой стране жили сказочные герои, и жили они дружно. Потому, что у каждого из них было много прав. А ещё в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному – трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила, т. е. права. Именно эти правила строго соблюдались жителями страны. И всё было бы у них хорошо, но однажды над страной нависла чёрная -пречёрная туча, налетел злой, холодный ветер и все жители попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. Сильный ветер разбросал лепестки по разным сказкам. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
-Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать тем, кто попал в беду?
-Вот и жители страны приглашают нас к себе в сказку для того, что бы мы им помогли!
-Но, чтобы попасть в сказку, надо закрыть глаза, произнести волшебное заклинание и повернуться вокруг себя.
- Давайте хором скажем:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть-не упасть,
То в страну любимых сказок
Можно сразу же попасть.
(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя).
- Посмотрите, вот мы и в сказке…
-А вот и «цветок Счастья», только без лепестков.
Отправимся в путь, чтобы их найти.
Воспитатель берет с собой цветок.
-Давайте подойдем к доске и угадаем к каким сказкам иллюстрации мы видим?
(«Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
-Какое право героев было нарушено в этих сказках?
(Право на жизнь).
-Вот мы и нашли первый лепесток.
-Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”?
(Каждый ребенок имеет право на жизнь, и никто не может безнаказанно ее отнять).
-Чтобы это право не нарушалось, нужно не обижать друг друга, быть добрыми и отзывчивыми.
-А научит нас доброму отношению друг к другу упражнение “Сохрани жизнь».
-Встанем все в круг.
Упражнение "Сохрани жизнь"(в кругу).
– Представьте, ребята, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого зверька на жизнь. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, спокойным. И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Детеныш окреп и сможет идти дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться с другими людьми, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
-Возвращаем лепесток на «цветок Счастья».
-Пойдем дальше искать лепестки.
Дети подходят ко второй доске.
-Какие сказки вы видите на этих картинках?
(«Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка»).
Какое право героев было нарушено (право на жилье.)
Воспитатель берет второй лепесток и читает правило.
Правильно, ребята, каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать вас жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адрес? Молодцы, кто знает, а кто нет, то обязательно выучите с родителями и потом мне скажите.
-Вот мы отыскали второй лепесток. Возвращаем его на цветок.
-Ребята, пройдем к следующей доске, послушаем отрывок из сказки и назовите ее. Если правильно угадаем сказку и назовем нарушенное правило, то найдем третий лепесток.
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
"Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло.
– Назову-ка я её Буратино.
Это имя принесет мне счастье. "
-Ребята, что это за сказка?
(«Золотой ключик или приключения Буратино»).
-Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали?
-Какое право получил герой этой сказки?
(Право на имя).
-Правильно, ребята, это право на имя.
-Вот мы и нашли третий лепесток.
-Давайте присядем на стульчики и поговорим об этом праве.
- Ребята, в руках у меня документ, который называется «Свидетельство о рождении». Этот документ есть у каждого человека. Он выдается после рождения каждому ребенку. В этом документе записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей.
- А бывает так, что у ребенка нет имени?
(Нет, без имени нельзя обойтись).
- Все дети имеют право не только на имя, но и на отчество и фамилию.
- Отчество присваивается ребёнку по имени отца.
- Как зовут твоего папу?
- Какое у тебя отчество (показать на примере нескольких детей).
- Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия.
-Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.
Итак, у всех у нас есть право на имя. А какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
• Не дразниться.
• Не придумывать клички.
• Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
• К взрослым обращаться по имени, отчеству.
-Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Игра «Объясни имя»
- Мы с вами уже сказали, что у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
• Незнайка (он ничего не знает);
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
-Молодцы, ребята! Давайте вернем лепесток на цветок.
-Продолжим наши поиски.
- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте из какой сказки эта героиня.
-Если отгадаем, то найдем четвертый лепесток.
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
- Из какой сказки эта героиня, ребята?
(Золушка)
- Ребята, чем занималась Золушка в сказке?
-А она отдыхала?
- Какое право Золушки нарушено?
(Ребенок имеет право на посильный труд, право на отдых).
-Правильно, ребенок имеет право на посильный труд, право на отдых.
Вот мы отыскали четвертый лепесток.
Ребята, а как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).
- А я теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру.
Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (игра с гостями).
(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.)
А теперь возвращаем лепесток на цветок.
-Продолжим наши поиски.
-Какая сказка нарисована на этих картинках?
(«Маугли»)
- Ребята, кто такой Маугли?
- Ребята, но у Маугли нарушено не одно право, а несколько. Нам нужно их определить.
- Чем жизнь Маугли отличается от вашей? С кем он живет?
(Он живет в джунглях с животными, а мы с родителями).
- Для того, чтоб нам отгадать, какое право Маугли было нарушено, нужно отгадать ребус.
(7Я) (ответы детей).
Вот мы нашли пятый лепесток.
- Это право жить и воспитываться в семье.
-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
(Семья, это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга).
- Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.
-Но кроме прав у вас есть еще и обязанности в семье.
-Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
А мы возвращаем лепесток на цветок.
- Ребята, а кто друзья Маугли?
(Животные).
- Как он общается с ними? На каком языке?
( На языке животных: воет как волк).
- А должен он на каком языке говорить?
(На родном языке).
- Какое право нарушено?
(Право говорить на родном языке).
Вот мы нашли еще одно право Маугли, которое было нарушено.
Это право говорить на родном языке.
А значит мы отыскали шестой лепесток и возвращаем его на цветок.
- Вспомните, в чьей стае жил Маугли?
(Стая волков).
- Как волки моются? Как залечивают свои раны?
(Своей слюной, лижут пораненное место).
- Ребята, мы люди, никогда не сможем залечить свои раны слюной.
Куда мы обращаемся, когда у нас что-то болит?
(К врачу).
- У Маугли был врач?
(Нет).
- Какое право нарушено?
(Право на медицинский уход).
- Молодцы! Мы разгадали еще одно право, которое нарушено у Маугли и нашли седьмой лепесток. Приклеим его к цветку.
- Дети, вот мы отыскали все лепестки и помогли нашим сказочным героям вернуть «Цветок Счастья». Теперь в их жизнь вернется счастье, порядок и доброта.
Пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть-не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
(Дети поворачиваются вокруг себя и «попадают» в группу)
-Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили? Буду называть сказку, а вы нарушенное в ней право.
- Колобок? (Право на жизнь)
-Буратино? (право на имя)
-Маугли? (право на семью, право говорить на родном языке, право на медицинский уход)
- Золушка? (право на посильный труд, отдых)
- Три поросенка? (право на жилье).
(Дети по очереди прикрепляют лепестки к цветку).
- Давайте вспомним, как называется документ, в котором описаны все права ребенка? (Конвенция о правах ребенка).
Мы конечно с вами знакомы не со всеми правами из этой книги, но о них мы узнаем на других занятиях.
А чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. И тогда дети будут расти счастливыми и здоровыми. И их детство можно будет назвать золотым. А что значит золотое детство на расскажет Женя.
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
- И так, ребята, на этом наше занятие подошло к концу.