Юлия Кудливская
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные»
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, игровая, коммуникативная.
Цель: расширить представление детей о диких животных и их образе жизни поздней осенью и зимой.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
• Закреплять названия жилищ животных;
• Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Развивающие:
• Развивать интерес и любовь к родной природе;
• Развивать внимание, память, наблюдательность;
• Формировать умение устанавливать простейшие связи;
• Формировать интерес к окружающей природе.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность;
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
Предварительная работа: беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение сказок и отгадывание загадок.
Материал: презентация «Дикие животные».
Организационный компонент
1. Воспитатель подзывает детей к себе:
- Ребята, к нам сегодня в гости пришёл зайчонок, у него случилась беда, он потерялся. Давайте ему поможем. Для этого нам нужно отправиться туда, где он живёт. А значит, куда?
- Да, в лес. А что такое лес?
Ответы детей.
- Лес - это много деревьев, там живут звери, лесные птицы. Летом много грибов, ягод.
- Пойдёмте в лес на помощь зайчонку.
Дети идут и присаживаются на свои места.
- Вот мы и пришли (2 слайд). Какой лес? Что можно о нём сказать? Наступила зима, в лесу тихо, холодно и много снега. Где же мама зайчонка?
- А это кто там? Может мама?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Это белочка, она осенью делает запасы на зиму. Собирает орехи, шишки, жёлуди, развешивает на веточки деревьев сушить грибы. А ещё меняет шубку на тёплую серую, чтобы прятаться среди деревьев от своего врага - куницы (3 слайд). А в лютые морозы ей сослужит хорошую службу и пушистый хвост, которым белочка накроется, как одеялом.
- Свой дом – дупло белочка выстилает сухими листьями, мхом. Или строит себе гнездо – гайно. Это шар из веточек и кусочков коры, травы с одним входом. Внутрь кладёт мох и птичьи перья. Кто детёныши белки (4 слайд?
- А может это мама зайчонка?
Под сосной, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
- Это ёж, он всю зиму будет спать, свернувшись клубочком (5 слайд). А так, как дома у него нет, осенью он готовит себе гнёздышко из листьев и травы под корнями пня и укладывается в спячку. А кто его детки?
- Ой, а кто это там пыхтит, аж пар идёт от сугроба (6 слайд?
Зимой спит,
Летом улья ворошит.
- Мишенька осенью жир нагуливает, ищет уютное местечко под деревом в густом лесу. Утепляет его ветками и травой. Это берлога, сверху её присыплет снегом, тепло, толь пар идёт. И поздней осенью впадает в спячку. Ходить около берлоги нужно тихо, чтобы не разбудить его. Ну а весной у медведицы появляются детки. Кто?
- А это, что за огромный лесной житель, он хоть и большой, но зайчонку не страшен (7 слайд?
В лесу с ним встретиться пришлось,
Пугал рогами страшный…
- Осенью бродит лесной великан и наедается впрок. Голодно ему зимой, нет растений, вот и приходится обгладывать кору с деревьев и кустарников. Дома у лося тоже нет, спит он под деревом. Дети – лосята.
- Ой, а кто это там плачет (8 слайд?
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
- Ну, конечно, а вот и мама. Зайчонок, мы еле её узнали, ведь осенью, вы, зайцы меняете серую шубку на белую. Происходит это постепенно: сначала лапки, животик, ушки, мордочка, спинка. И всё равно кончики ушек остаются чёрными, заметными на белом снегу, это опасно, ведь врагов у заиньки хватает. Спасается он от них бегом.
- А есть ли у зайчика домик? Нет, Под кустиком отсиживается или в ложбинке.
- Голодно зайцам зимой, приходится обгладывать кору с осинок, она хоть и горькая, но в ней много витаминов.
- Устал зайка от длинной дороги, давайте отдохнём.
Физминутка (9 слайд):
Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (присели)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (прыжки)
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
- Кого же зайке надо опасаться? Вы знаете (10 слайд?
Лесная плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!
- Шубка у лисы осенью густеет, становится тёплой, может лежать прямо на снегу - никакой мороз нипочём. А от ветра нора спасёт. Голодно и лисе зимой, охотится она на зайцев, птиц, мышей – мышкует. Или в деревню наведается за курочкой. А дети у неё – лисята.
- А вот и ещё один враг (11 слайд):
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
- Не страшны морозы и волку, тёплая густая шуба у него. Редко забирается он в логово. Только голодно. Собираются волки в стаи и рыщут в поисках добычи злые, голодные…Детки – волчата.
- Встретили мы сегодня в лесу и волка, и лису, и зайца, и белку, и лося. Многих животных не увидели, кто – то спит, кто – то охотится (12 слайд). А как назвать их всех одним словом? И почему?
- Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
- Мы сегодня, помогая зайчонку, узнали много интересного о диких животных, так давайте поиграем, а зайчонок с мамой проверят ваши знания (13 – 15 слайд).
Дид/игры: «Кто у кого?», «Кто, чем питается?», «Кто, где живёт?»
- Молодцы, ребята! Можем ли мы с вами увидеть диких животных в лесу? Можем, но это очень опасно и не всегда получается, потому что звери сами боятся человека. Но мы можем их увидеть в зоопарке (16 слайд).
- Или в цирке, так, как некоторые из животных хорошо поддаются дрессировке (17 слайд).
- Но в лесу зимой зверятам очень плохо, голодно. Нужно им помочь…. Как (18 слайд?
- И лесник о них заботится: строит кормушки, наполняют их кормом. И вы ребята, когда пойдёте в лес, захватите с собой угощения для лесных жителей (19 слайд).
Стремись животным помогать,
Они ведь — братья наши!
Стремись чуть — чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Воспитатель с детьми прощаются с зайчонком и зайчихой и подводят итог:
- Звери осенью готовятся к зиме: кто - то делает запасы, кто – то наедается, готовят свой домик, меняют шубку на тёплую или её окраску на менее заметную. А кто – то заваливается в спячку на всю зиму. Зимой животным трудно в лесу, поэтому им помогает лесник, да и мы тоже можем им помочь и принести съестные угощения, оставив их под кустиком или на веточке дерева.