Татьяна Кулакова
Конспект ООД по познавательному развитию для подготовительной группы «Великий Праздник — Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Великий Праздник - Пасха»
Цель:
Приобщать воспитанников к истокам русской культуры, познакомить с православными праздниками.
Задачи:
- систематизировать представления детей о празднике Пасха, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для подготовительной группы „Великий Праздник — Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- обогащать словарный запас детей, введение в словарь новых слов с объяснением лексического значения «кулич», «пасха», «крашенки», «писанки»
- развивать творческие способности, речь, мышление;
- воспитывать любовь к своему народу и его традициям, умение чтить и соблюдать традиции предков.
Планируемые результаты: продолжать знакомить детей с народными традициями, развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; вызвать у детей желание узнать ещё больше о празднике Пасхи.
Подготовительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.
Оборудование:
- фланелеграф;
- корзина с пасхальными угощениями (кулич, крашенки);
- иллюстрации на тему «Пасха»
- мольберт
- деревянное яйцо-писанка, две ложки (для игры)
Ход ООД
Организационно-мотивационный этап:
Дети входят в группу, воспитатель предлагает им всем вместе сесть на стульчики на ковре, так что бы все видели друг друга.
Воспитатель:
- Вы сегодня утром уже приветствовали друг друга - здоровались. Давайте перед занятием ещё раз поприветствуем друг друга, но уже по другому. Как предлагаете? (Христос Воскресе - Воистину Воскресе)
- А почему, именно такими словами? (ответы детей)
- Так вот, сейчас идёт Пасхальная неделя, а после Пасхи в течении 40 дней можно так, приветствовать друг друга. В старину люди именно так и приветствовали друг друга до другого православного праздника Вознесения Господня.
Воспитатель:
- Пасхальная неделя нам приносит много радости и приятных сюрпризов.
- Вы ничего нового не заметили в группе? (На праздничном столе появилась красивая корзина).
- Что хочется сделать? (посмотреть, что в ней)
- Мне тоже очень любопытно, что в ней?
(дети достают пасхальные угощения, называя их)
- Может можно всё это назвать одним словом? (пасхальные угощения)
Основной этап
На протяжении всей работы воспитатель использовался фланелеграфом с наглядным пособием.
- Ребята а откуда вы знаете, что это Пасхальные угощения? (высказывания детей)
- А кто мне скажет, что такое Пасха? (высказывания детей)
Воспитатель:
- А теперь послушайте, что расскажу вам я.
- Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, люди заранее готовятся к этому празднику и в течении семи недель соблюдают пост, за время Великого поста люди освобождаются от всего дурного, и встречают праздник Пасхи с чистой, душой, светлыми мыслями и огромной радостью в сердце.
Это праздник надежды на будущее, победы Добра над Злом.
Это время, когда каждый должен задуматься о своих поступках: хороших и плохих, должен понять, что он сделал не так, исправить это и постараться больше никогда не совершать дурных поступков.
Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он учил людей быть трудолюбивыми, добрыми, помогать друг другу.
Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили, распяв на кресте.
Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день, дарят друг другу красные яйца и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскресе!», а им отвечают «Воистину Воскресе!».
- Ребята, а кто из вас знает, почему на Пасху дарят именно красные яйца? (ответы детей)
- Так вот послушайте историю происхождения «красного» яйца.
Сейчас на Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему?
История сохранила нам такое предание.
После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию.
По закону, если на приём к императору попадал человек неимущий, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо. Вот и принесла она обычное яйцо и с рассказом о Христе вручила яйцо императору, который рассмеялся и ответил ей в том духе, что как не может это яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть. И тут же, на его глазах, яйцо начало краснеть и стало темно-красным, вот с тех пор и мы в день Светлого Христова Воскресения дарим друг другу окрашенные в красный цвет яйца со словами: «Христос Воскресе!» и слышим в ответ от принимающего дар: «Воистину Воскресе!».
Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Поэтому по традиции, готовясь к празднику, люди пекут куличи, красят и расписывают яйца, готовят творожную пасху.
- Ребята, мы с вами уже очень много узнали о празднике «Пасха», а кто мне расскажет, о традиции на Пасху печь куличи? (ответы детей)
Так вот ребята традиционно на праздник люди готовят пасхальные угощения, которые символизируют:
Яйцо – символ жизни
Кулич – божий хлеб, является мирной жертвой благодарности Иисусу Христу.
Творожная пасха блюдо из творога, которое принято готовить лишь на один праздник в году Пасху! Она обычно имеет форму усеченной пирамиды, как символ Гроба Господня, который оказался пуст в день Пасхи.
Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она как символ – начало весны и пробуждения природы.
- А теперь расскажите мне, как вы с родителями готовились к этому Великому празднику. Что делали, как помогали маме? (рассказы детей)
- Молодцы ребята, вот теперь я вижу, что вы все хорошо подготовились к празднованию Пасхи, и мне очень хотелось бы узнать, как в вашей семье праздновали Пасху? (рассказы детей)
- А вы хотели бы узнать о главных традициях празднования Пасхи? (ответы детей)
- Тогда слушайте.
- По традиции в канун Пасхи люди идут в храм на пасхальное богослужение и с собой приносят для освящения куличи и яйца, которые священник освящает (окропляя святой водой) по окончании богослужения.
Люди поздравляют друг друга троекратным поцелуем и словами «Христос Воскресе!»
Придя из храма, в самой большой комнате дома, накрывали праздничный стол, за которым собиралась вся семья. На стол выставлялись все пасхальные угощения, люди разговляются после Великого поста, в первую очередь нужно съесть освящённое яйцо и кусочек освящённого кулича, а только потом приступать к приёму праздничной пищи.
Вот и нам кто-то подарил эту пасхальную корзину с угощением. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (варианты детей)
- А мог просто прохожий, добрый человек? Почему? (на Пасху принято угощать крашеными яйцами и куличами)
- А только ли на Пасху надо одаривать людей, делиться с тем, у кого ничего нет?
(нужно быть щедрым, заботливым, внимательным к тем, кто рядом с нами, к бедным и обездоленным)
- А приходилось вам когда-нибудь делились чем-нибудь с другими?
Расскажите нам об этом (рассказы детей)
- Ребята как предлагаете распорядиться угощениями в корзине? (варианты детей, выбираем один из всех путём голосования - меньшинство подчиняется большинству)
Воспитатель:
- А ещё на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой.
На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным.
На Пасху дождь с громом к богатому урожаю.
Ясная погода на пасху к сухому лету.
А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.
Физкультминутка
Солнышко-ведёрышко, (руки вверх, тянемся)
Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)
Солнышко, нарядись! (показываем платье)
Красное, покажись! (поворачиваемся)
Солнышко, солнце, (тянемся)
Выгляни в оконце, (выглядываем)
Посвети немножко, (фонарики)
Дам тебе горошка!
Воспитатель:
- На Пасху люди веселились, играли в игры с крашеными яйцами.
- Какие вы знаете Пасхальные игры? (ответы детей и рассматривание иллюстраций на мольберте)
Игра «Перенеси-не урони»
Дети делятся на 2 команды, по очереди каждый в команде несёт на ложке яйцо, обегает стойку, возвращается и передаёт в ложку следующему игроку яйцо. Побеждает та команда, которая быстрее пробежит и не уронит яйцо.
Воспитатель:
-Как мы уже знаем, на Пасху принято дарить подарки, я тоже хочу вам подарить необычный подарок. Его сможет увидеть только тот, кто умеет дружить, быть внимательным к своему товарищу, работать в команде.
(дети получают картину-пазл для разукрашивания «Кулич»)
Воспитатель:
- Вы можете выбрать с товарищем кусочек кулича, раскрасить его, а затем мы соберём общий красивый пасхальный кулич.
Воспитатель:
- Что новое для себя вы открыли на занятии?
- Чему вы удивились? (получился не просто кулич, а игра бродилка, можем придумать сами игру)
- Когда радовались?
- Может вам, было грустно? Почему загрустили?
- Что бы вам хотелось ещё сделать на этой праздничной пасхальной неделе?
( предполагаемые ответы детей: позвонить в колокола; испечь маленькие куличики и угостить ими друзей; спеть пасхальные песни; поиграть в пасхальные игры)
- Чтобы помнили о намеченных делах на праздничной неделе-запишем на доске с помощью картинок ( дети выбирают и прикрепляют на магнитную доску картинки с изображениями: кулича, колокола, ноты, крашеного яйца).
Воспитатель:
-Я хочу поблагодарить вас всех за занятие, за интересные рассказы. Мне бы очень хотелось, что бы вы рассказали о традициях празднования Пасхи своим родителям, близким, друзьям. Что бы всё на земле радовалось вместе с нами.
Христос Воскресе!