Елена Михайловна Матюнькина
Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Символы России» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с мало-го – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. По-степенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание
Публикация «Конспект ООД по патриотическому воспитанию „Символы России“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отно-шения к представителям других национальностей, но и воспитание уважи-тельного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества,
государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки
и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психо-лого -педагогическое сопровождение. Концепция модернизации россий-ского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколе-ния.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для ста-новления
основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социали-зации
ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и по-знавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации про-цесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспита-теля это
время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие воз-можности для систематического и последовательного нравственного вос-питания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмо-ций, чувств,
мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается про-цесс
осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэто-му они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отно-шения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к
своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, го-роду.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, к его защите, это сложный педагогический процесс. Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становле-ния основ патриотического сознания детей, возможности позитивной соци-ализации
ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и по-знавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [5]. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его ду-ше. И
хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения –
со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её сто-лицей
и символами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их по-ниманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат боль-ных, рабочие делают машины и т. д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от
врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с со-здания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в дет-ском
саду должен быть наполнен радостью, улыбками добрыми друзьями, ве-сёлыми
играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому са-ду,
родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать сложное образование – чувство любви к сво-ему Отечеству. В области формирования основ гражданственности и пат-риотизма: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к сим-волам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным до-стопримечательностям города (поселка, в котором они живут [5, 36 с], а также к своей стране. А мы живем в замечательной стране – России, кото-рая является страной с величайшей
духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и
бескорыстным народом!
Цель: познакомить детей с флагом Российской Федерации, формировать
начальные знания о своей стране.
Задачи:
Воспитательные :
• Воспитывать чувство патриотизма.
• Воспитывать уважительное отношение к флагу нашей страны.
Развивающие:
• Познакомить с начальными знаниями о своей стране.
Обучающие:
• Учить различать основные цвета флага (белый, синий, красный).
• Учить выкладывать цвета флага в определённой последовательности.
• Развивать внимание, память.
Материалы:
Демонстрационный материал, фотографии природы нашей страны; карта
России; колокольчик; кубики; полотно для выкладывания флага; фотогра-фии
государственных символов РФ, флаг РФ, магнитная доска с флагом и ри-сунками
(белый цвет – голубь, снежинка, ромашка; синий цвет – небо, река, море; красный – сердце, тюльпаны, звезда).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о своей стране, заучивание стихотво-рений.
Ход занятия
Мотивационный этап:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ориентировочный этап:
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель : Ребята, нам дети со старшей группы сделали подарок. Хоти-те
посмотреть какой? (карта России). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Правильно, это карта. А как вы думаете, что на ней изображено? (Наша
страна).
Ребята, это карта нашей страны. А как же называется страна, в которой мы
живем? (Россия). Всё верно. Россия - это наша Родина.
Родина – это где мы родились, живем. Это наш дом. Родину не выбирают,
она дается человеку от рождения. Все мы россияне. Родина – это города, деревни,
леса, реки, моря, горы, степи. Россия самая большая страна в мире. Мы с вами
уже читали много стихотворений о нашей стране. Может кто-то хочет рас-сказать нам одно из них? (Предложить ребёнку рассказать стихотворение)
Ребё нок: Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Умница! Спасибо!
Воспитатель : Ребята, у каждой страны есть свой флаг. Вот флаг России
(показ флага).
Какие цвета вы видите на флаге? (Белый, синий, красный).
Давайте более внимательно рассмотрим флаг России. Подходите к магнит-ной доске. Сверху какой цвет? (белый). Что из картинок нам напоминает белый
цвет? Правильно, это ромашка, голубь, снежинка. Дети прикрепляют кар-тинки
на белую полосу флага. Белый цвет символизирует – мир.
В середине какой цвет? (синий). Какие картинки напоминают нам синий
цвет? Верно, это небо, море, река. Дети прикрепляют картинки на синюю полосу
флага. Синий цвет означает небо.
И внизу какой цвет? (красный). Что же нам с вами напоминает красный
цвет? Правильно, это сердце, тюльпаны, звезда. Красный – это огонь, от-вагу и
любовь. Ребята, флаг – государственный символ России. Его нужно бе-речь, уважать.
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие,
тянемся на носочках вверх.
Реки глубокие,
присаживаемся на корточки.
Степи широкие,
раскидываем руками.
Леса большие,
руки вверх.
А мы - ребята вот такие!
показываем большой палец.
Молодцы!
Исполнительный этап:
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам пройти к столу и посмотреть как из
кубиков можно сконструировать флаг России (показывает воспитатель). Посмотрите какой красивый флаг у нас получился!
Конструирование из кубиков «Флаг России»
Воспитатель : Ну что, а сейчас я вам предлагаю сделать каждому свой флаг
(индивидуальная работа).
Какие замечательные флаги у вас получились.
Устали? Выходите ко мне сюда, поближе к карте.
Немножко поиграем.
Рефлексивный этап:
Пальчиковая гимнастика «Посмотрю на карту я»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
Перспективный этап:
- Ребята, что же нового мы сегодня с вами узнали?
Как называется наша страна? (Россия)
Какой символ России вы знаете? (Флаг России)
Каких цветов полосы флага России? (Белый, синий, красный)
Сюрпризный момент. Ребята, вы все молодцы. Я хочу вам подарить вот
такой флаг России, берегите его и уважайте.
Уходят с флагами под песню «Белый, синий, красный».
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольно-го образования. / Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. М. Дорофе-евой.
– М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019г. 336с
2. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.
3. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТ-СТВО -ПРЕСС», 2018. – 178 с.
4. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : ТЦ
Сфера, 2023. – 128 с. (Детям о самом важном).
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министер-ство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г