Алина Шовкунова
Конспект ООД по ознакомлению с картиной «На Севере диком» И. И. Шишкина. Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Рассказывание по картине «На севере диком»
Цель:
Совершенствовать умение составлять рассказ по картине.
Задачи:
1. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.
2. Развивать связную речь, мышление.
3. Использовать в речи разные образные слова и выражения.
4. Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.
5. Воспитывать любовь к природному окружению.
6. Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с картиной „На Севере диком“ И, И, Шишкина, Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Методы и приёмы:
Практические – составление рассказа
Наглядные: картина «На Севере диком» И. И. Шишкин
Словесные – рассказы, чтение, беседа
Материал и оборудование: картина «На Севере диком» И. И. Шишкин, музыкальная запись произведения к картине (из к/ф «Гарри Поттер» мультимедиа – проектор.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа: беседа о дружбе и одиночестве, дидактическая игра «Скажи ласковое словечко». Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихотворения «На Севере диком…» Ю. М. Лермонтов. Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, у вас есть друзья? (ответы детей)
О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.
Игра «Назови своего друга ласково»
Дети придумывают ласковые эпитеты:
(Красивенький Денисочка, добренькая Дианочка, беленькая Ксюшенька, умненькая Сашенька, ласковый Вадимочка, и т. д.)
- Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»?
(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)
Воспитатель:
- Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.
- Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)
- Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?
- Верно, не с кем поделиться со своими проблемами, ждать помощи в трудную минуту.
Посмотрите, перед вами репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком». Вам нравится? Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, и я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы.
- Какая музыка прозвучала? (печальная, грустная, тоскливая, задумчивая)
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?
(синие, чёрные, белые, серые, голубые)
- Что изображено на переднем плане?
- Верно, на переднем плане изображена сосна.
- Дети, что вы можете сказать о сосне? Какая она?
(одинокая, печальная, лохматая, грустная, большая, старая)
- Молодцы, ещё можно добавить – величественная, задумчивая, могучая.
- Что изображено на заднем плане?
- Небо.
- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?
(хмурое, тёмное, холодное)
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Воспитатель:
Поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение к этой картине. Давайте послушаем, как Саша нам его прочтет.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Воспитатель:
Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и желтоватый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.
- Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т. д.)
- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Тёмно-голубая, чёрная, серая.)
- Какие детали картины говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т. д.)
- Что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.)
- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)
- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?
- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т. д.)
- Как вы считаете, о чём думает сосна?
- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Послушайте, какой рассказ составила я.
Примерный рассказ
На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.
Дети составляют рассказ.
Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.
Рефлексия.
- Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? («На Севере диком»). Давайте вспомним, что же изображено на этой картине? (Изображена сосна). Я вам приготовила еще одно дерево, (на мольберте прикреплен силуэт дерева) и оно такое же одинокое и ему холодно. Я предлагаю укутать его снежком, но чтобы положить снежинку на веточку вы должны сказать, что вам понравилось на занятии.