наталия горелова
Конспект ОД по рисованию «Городецкая роспись» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема: «Городецкая роспись».
Цель:
1. Создание образа городецкого узора на разделочной доске.
2. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её колоритом,
составляющими элементами.
3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.
Задачи:
-побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строением, элементами композиции и их разнообразием;
Публикация «Конспект ОД по рисованию „Городецкая роспись“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в рисовании городецких цветов – розана, ромашки, листиков по 3 этапам: «Подмалёвок», «Оттенёвка», «Оживка»;
- повторить приёмы смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка;
- формировать умение использовать способы «примакивания», «тычка» для создания узор;
- обогащать словарный запас детей: «розан», «ромашки», «купавки», «бутон», «листики», «подмалёвок», «оттенёвка», «оживка».
-развивать общую моторику и координацию движений.
Предварительная работа:
1. Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
2. Словарная работа: розан, ромашка, купава, бутон, листочки, лошадка, птицы, «подмалёвок».
Формы организации совместной деятельности: партнёрская форма организации, индивидуальная и фронтальная.
Материалы к ОД: изделия народных промыслов, образец работы, конверт с разделочными досками.
Ход НОД.
Организационный момент:
- Ребята, посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.
Игра «Определи росписи и подбери изделия»
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите все предметы и выберите понравившуюся игрушку, посуду, картину.
Дети рассматривают и выбирают изделия.
Воспитатель: Назовите роспись и основные признаки.
Дети показывают изделия и описывают их.
1. Хохлома.
Хохлома родилась в селе Хохлома в Нижегородской области. Основной рисунок – травы, ягоды, листья, цветы, колосья. Цвета – золотистый, красный, чёрный, зелёный.
2. Гжель (гжельская роспись).
Гжель зародилась в селе Гжель Московской области. Сине-голубой узор, расположенный на белом фоне.
3. Дымковская роспись (дымковская игрушка).
Дымковская роспись зародилась в селе Дымково. Основной рисунок – кружочки, точки, прямые и волнистые линии, сеточки. Цвета – разные яркие.
4. Филимоновская роспись.
Филимоновская роспись зародилась в деревне Филимоново. Узор – полоски, линии. 3 цвета – жёлтый, красный, зелёный.
Основная часть.
5. Городецкая роспись.
Городецкая роспись зародилась в селе Городец Нижегородской области.
Воспитатель зачитывает стихотворение «Городец» :
Есть на Волге город древний
По названию – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто с сказку нас зовя.
Если взглянешь до дощечки
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит.
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают!
- Какие предметы расписывают городецкой росписью?
Дети: Городецкой росписью расписывают посуды, картины, мебель.
- Какой фон изделия?
Дети: Фон жёлтый – цвет дерева.
- Какие цвета используются в росписи?
Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета.
- Как могут располагаться узоры?
Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией.
- Какие элементы росписи используют мастера?
Дети: Розан, ромашку, купавку, бутон, листья, лошадку, птицы.
Воспитатель показывает наглядности.
Воспитатель: если начали говорить про цветы, давайте превратимся в цветочки:
Физкультминутка «На лугу цветут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (потягивание – руки в стороны)
Ветер дует иногда
Только это не беда. (машут руками, изображают ветер)
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (потягивание – руки в стороны)
Практическая часть
- Ребята, наши повара прислали разделочные доски без узора и попросили расписать их по образцу.
Давайте поможем нашим поварам. Рисовать будем за столами, занимайте свои рабочие места.
1 этап.
- Начнем с эелеманта «Подмалёвок» : рисование кругов : большой круг – розан, а по сторонам маленький круг – купавки, овальные листья.
- Каким цветом расписан розан?
Дети: Розан розовый.
- Каким цветом расписаны купавки?
Дети: Ромашки расписаны голубым цветом.
2 этап.
- А сейчас переходим ко второму этапу выполнения, называется «Оттенёвка», т. е на светлые круги наносятся более яркие цвета, на розовый – красный, на голубой – синий.
Начинаем с розана. На кисточку берём красную гуашь и рисуем центр розана – это маленькие кружочки – глазки. Розан окружён лепесточками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Сначала лепесток делаем сверху, снизу, по бокам и между ними.
Переходим к купавкам. Середина купавки находится сверху цветка – небольшой синий кружок. Потом начинаем наносить узкую линию,обводя весь цветок.
3 этап.
- Завершающий – «Оживка», т. е именно после неё весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белым и чёрным цветом, прорисовывается многочисленные детали на цветках, листьях в виде усиков, штрихов, дуг (тонкой кистью, точек (тычком).
- Хотите попробовать сами
Дети: Да.
- Для начала давайте разбудим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головой кивают.
Воспитатель: А теперь, ребята, приступайте к работе. Я уверена, что у вас всё получится.
Самостоятельная деятельность детей. (под русскую народную мелодию)
Рефлексия
Дети вывешивают свои работы на магнитную доску.
Воспитатель: Наши повара очень будут довольны вашими работами.
Молодцы!
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты Городцом
На весь мир прославилась.
Все работы хороши,
Постарались от души.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.