Марина Аблиева
Конспект ОД по ФЭМП «Вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Вычитание
Цель: Познакомить детей с вычитанием.
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитании с помощью знака -;
- Закрепить счёт до 10;
- Закрепить представление о сложении.
2. Развивающие:
Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП „Вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
3. Воспитательные:
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
- Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Материалы к заданию:
Демонстрационный:
1) Красные мяч и зеленая книга.
2) Образец выполнения задания 4.1.
3) Карточки с различными позами человека.
4) Образец выполнения задания 6.1.
Раздаточный:
1) Лист к заданию 2.1.
2) Лист к заданию 3.1.
3) Лист к заданию 6.1.
4) Карточки с записью чисел от 1 до 10, знаки +, -, =.
5) Простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя, знакомится с ними, затем говорит:
- Какое сейчас началось время года? Какой скоро праздник?
- Делаете ли вы кому-либо подарки?
- Любите ли вы получать подарки?
- Что вам больше нравится – получать или дарить подарки? Почему?
- У меня есть одни знакомые, мальчик Ваня и девочка Таня. Однажды после работы их папа зашёл в магазин, чтобы купить им подарки.
- Хотите помочь папе выбрать подарки для детей?
- Сможете это сделать?
- Тогда давайте с вами отправимся в магазин с подаркам?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Покупка подарков»
Дети садятся на стулья напротив интерактивной доски. Слайд 1
- Посмотрите внимательно на рисунок и скажите сколько игрушек стоит на полке? (10)
- Для Вани папа выбрал игрушку, которая находится на 4-м месте справа. Что это за игрушка? (Мяч)
- А для Тани папа выбрал игрушку на 5-м месте слева, что же это? (Книга)
Воспитатель берёт в одну руку красный мяч, в другую – зелёную книгу.
- Из чего состоит вся покупка? (Из мяча и книги)
- Как мы это узнали? (Сложили части)
- Что мы получаем когда складываем части? (Целое)
Слайд 2
- У нас есть 3 мешочка, давайте распределим куда положить части покупки, а куда целое.
- Что мы с вами положим в 1ый маленький мешочек? (Мяч)
Слайд 3
- Что положим во 2ой маленький мешок? (Книгу)
Слайд 4
- Какой знак поставим между мешками? (+)
Слайд 5
- А что мы положим в оставшийся большой мешок? (Мяч и книгу)
Слайд 6
- Какой знак поставить между маленькими мешками и большим? (=)
Слайд 7
- Почему? (Потому что в маленьких мешках лежит то же самое, что в большом мешке)
- Как мы это проверим? (Провести волшебные ниточки)
Слайд 8
- Как рассказать о покупке с помощью чисел? (1+1=2)
2.2. Игра «Распределение подарков»
Воспитатель показывает детям мяч и книгу и рассказывает, что папа принес всю покупку домой, показал её детям и сказал, что мячик он купил Ване.
- Как вы думаете, сможет ли Таня догадаться, какой подарок куплен ей?
- Как Таня смогла это узнать?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: Тане была известна целая покупка (обводит рукой целую покупку, она знала одну часть покупки – Ванин подарок (показывает на мяч). Если Ваня из целой покупки вычтет, заберет свою часть (воспитатель отодвигает в сторону мяч, то останется Танина часть подарка.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Письмо бабушке».
Лист к заданию 3.1.
«Выполни вычитание»
Таня обрадовалась, что смогла догадаться о своём подарке, и захотела написать письмо бабушке, в котором бы рассказала, как ей это удалось.
Таня просит детей помочь ей написать такое письмо.
- Хотите помочь Тане?
- Пройдемте за столы и напишем такое письмо.
- Положите в большой мешок целую покупку
Дети рисуют в большом мешке круг (мяч) и квадрат (книгу).
- Что произошло потом? (Взяли мяч)
- Нарисуйте его в первом маленьком мешке.
Воспитатель уточняет: из целой покупки вычли, взяли, убрали одну часть.
- Посмотрите, а что за знак стоит между мешочками? Вы знаете этот знак?
Детям предоставляется самостоятельность. Возникает затруднение.
4. Открытие нового знания.
Игра «Письмо бабушке» (продолжение).
- Какой знак пишут, когда хотят рассказать, что части складывают? (Знак +)
- А кто знает, какой знак надо писать, когда что-то вынимают, отнимаю, уносят, то есть когда одну часть из целого забирают?
Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: в этом случае пишут знак -, а то, что забрали, зачеркивают.
Воспитатель предлагает детям всем вместе прочитать то, что написали: от целой покупки, книги и мячика, отняли часть покупки – мячик.
- Что осталось? (Осталась другая часть – книга)
- Нарисуйте её во втором маленьком мешке.
У воспитателя на доске и у детей на листочках появляется картинка.
- Слева – книга, справа – такая же книга. Какой знак между ними? (=)
- Давайте вместе прочитаем, что у нас получилось.
Дети вместе с воспитателем читают: от целого, книги и мячика, отняли одну часть – мячик, осталась другая часть – книга.
- Чем мы воспользуемся, чтобы проверить правильно ли мы всё сделали? (Волшебными ниточками)
Воспитатель проводит ниточку-стрелку между кругами и говорит, что эта стрелка показывает, что эту часть покупки, мяч, выкинули, забрали из целой покупки.
- Что осталось? (Осталась другая часть – книга)
Воспитатель проводит ниточки между квадратами и говорит, что другая часть покупки осталась.
- Сравните теперь свою работу с образцом на доске.
Воспитатель вывешивает демонстрационный образец Д-3 выполнения задания.
- Всё у нас правильно? (Да)
Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели объяснить бабушке, как Таня догадалась о своём подарке, и делает вывод:
1) Знак – говорит о том, что из целого (показывает на большой мешок) вычли, взяли, убрали одну часть (показывает на первый маленький мешок);
2) Знак равенства показывает, что то, что осталось (показывает квадрат в большом мешке, равно второй части (показывает на второй маленький мешок)
5. Игра «Стоп»
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Таня предлагает им поиграть в игру.
Слайд 9
Дети под музыку двигаются. С остановкой музыки воспитатель показывает одну из карточек Д-6 со схематическим изображением человека в определенной позе. Дети должны принять такую же позу.
6. Воспроизведение в типовой ситуации.
Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).
№1 (а, с. 27
«Выполни вычитание»
Воспитатель предлагает детям открыть тетради по закладке и напоминает, что Таня, как и все дети, ходит в детский сад, где, как и у них, тоже бывают праздники. Как-то раз, когда на празднике в детском саду Таниной подружке не хватило флажка, Таня поделилась с ней и отдала свой квадратный флажок.
- Назовите целое, то есть то, что было вначале. (Треугольный и квадратный флажки)
- Какую часть этих флажков вы будете вычитать? (Квадратный флажок)
- Что получилось в результате вычитания? (Другая часть – треугольный флажок. Его надо нарисовать во втором маленьком мешке)
- Как проверить правильно ли вы выполнили вычитание? (Провести ниточки)
Дети в тетрадях рисуют сначала ниточку-стрелку, которая показывает, что квадратный флажок взяли (зачеркивают его). Затем проводят ниточку проверяют то, что осталось: в левой части треугольный флажок и в правой части тоже.
Таня просит помочь ей записать действие вычитания с помощью чисел.
- Положите под мешочки нужные карточки с числами и знаками.
Дети под руководством воспитателя выкладывают с помощью карточек равенство 2-1= 1: было 2 флажка, вычли 1 флажок и остался 1 флажок.
Воспитатель записывает на доске 2-1=1.
7. Итог занятия.
- Где вы сегодня побывали?
- Чем помогли Тане?
- Как вы думаете, какие знания помогли нам написать письмо для бабушки и рассказать, как Таня догадалась о подарке?
- Какое новое действие вы сегодня узнали?
Дети должны прийти к выводу, что сделать всё это помогли знания о действии вычитания, его записи и умение считать.