Людмила Шаповалова
Конспект ООД по ФЦКМ для детей 6–7 лет «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях года. Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.
- Учить детей называть признаки времён года.
Развивающие:
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ для детей 6–7 лет „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.
Форма занятия: подгрупповая.
Словарная работа: времена года, месяца.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).
Воспитатель: Ребята, в наш детский сад сегодня пришло письмо. Город Воронеж, улица Краснозвездная, 24а, детский сад № 169, подготовительная группа. Это письмо от феи Волшебных слов.
Воспитатель: Фея нам предлагает отправиться в необыкновенное путешествие – отгадайте куда. Гидом буду я (воспитатель, а вы все будете путешественниками. Хотите? (Да).
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте (ответы детей).
Воспитатель: Мы отправляемся к первой сестре.
Отгадайте к какой.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес вдали темнеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(Зима)
(Дети идут под музыку А. Вивальди “Зима” часть и приходят в уголок “Зима”). На ковре (столе) - лежат снежинки с заданиями.
1 задание «Зимняя разминка» «Снег руками нагребаем»
(дети выполняют движения по тексту песни)
2 задание
«Зимующие птицы»
Ребята, каких птиц называют зимующими? (ответы детей).
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.).
Назовите зимующих птиц нашего края (ответы детей).
3 задание
«Кто лишний?»
Задание на экране: определить какая птица лишняя среди зимующих птиц.
4 задание
«Назовите зимние месяцы» (ответы детей, с помощью подсказки - ДЯФ.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла …
Ребята, какое время года наступает после зимы? (Ответы детей). Мы отправляемся в гости к красавице Весне. (Дети идут по под музыку Ф. Шопена “Вальс ля-мажор” и приходят в уголок “Весна”. На ковре (столе) лежат зеленые листочки с заданиями.
1 задание
“Признаки весны”. (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.
Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем говорили”.
Дети садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.
2 задание
Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а зимой возвращаются? (Перелетные.)
Назовите перелетных птиц нашего края (ответы детей).
3 задание
«Кто лишний»
Среди карточек с перелетными птицами, одна лишняя с зимующей птицей. Дети выполняют задание.
Физминутка. Подвижная игра «Зимующие и перелетныептицы».
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
4задание
Назовите весенние месяцы. На листочке есть подсказка – на какие буквы начинаются названия месяцев: МАМ.
Воспитатель
Нам пора с вами отправляться дальше. Отгадайте куда.
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это… (ответы детей)
Мы отправляемся в гости к Лету. (Дети идут под музыку А. Вивальди “Лето” и приходят в уголок “Лето”. На ковре лежат солнышки с заданиями.
1 задание
Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Что вам представляется, когда вы произносите слово «лето»? (Дети с помощью педагога составляют ассоциативную цепочку. Педагог начинает и говорит: солнце, 1й ребёнок – пляж, следующий речка, лес и т. д.).
2 задание
П. игра «Поймай комара»
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б. Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
3 задание
Назовите летние месяцы. На листочке есть подсказка – на какие буквы начинаются названия месяцев: ИИА.
4 задание
Разрезные картинки «Кто встречается нам летом».
Воспитатель
А сейчас, я каждому из вас дам разрезанную картинку, а вы ее соберете и отгадаете, кого мы встречаем летом.
Воспитатель:
Нам с вами пора отправляться дальше. Отгадайте какое время года следующее.
Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами….(ответы детей)
Какое следующее время года? (Ответы детей) Мы отправляемся в гости к Осени (Дети идут под музыку Р. Шумана “Слеза” и приходят в уголок “Осень”.) На ковре лежат капельки с заданиями.
1 задание
Воспитатель
Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Воспитатель
Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь, что в мешочке, достаньте это и опишите.
(дети по очереди выполняют задание).
2 задание
«Угадай, с какого дерева листок»
Воспитатель
Ребята, посмотрите, прошел листопад и к нам прилетели листочки с разных деревьев. Давайте их соберем и назовем, с какого дерева листок у вас в руках.
Ребята называют деревья, с которых прилетели листья.
3 задание
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» ( Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
Размером :большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
4 задание
Назовите осенние месяцы. На листочке есть подсказка – на какие буквы начинаются названия месяцев: СОН.
Воспитатель
Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Дети под музыку П. И. Чайковского “Времена года” приходят к месту начала путешествия.
Рефлексия.
Игра в кругу с мячом (обратная связь) :
- Где мы с вами сегодня путешествовали?
- Перечислите последовательность времён года.
- Что вам понравилось, запомнилось?
- В чём возникли трудности?
- Как вы с ними справились?