Александра Фадеева
Конспект ООД «Вода и водные ресурсы Земли» для детей 6–7 лет
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах – жидкая, твердая, газообразная; дать представления о последствиях связанных с водой.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством воды - способность воды отражать предметы. («Познание. Формирование целостной картины мира», «Познание. Познавательно - исследовательская деятельность»)
Публикация «Конспект ООД „Вода и водные ресурсы Земли“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать у детей фонематический слух : умение слышать и определять звук в слове, речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой воды; («Коммуникация. Чтение художественной литературы»)
3. Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту, бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру; («Социализация»)
4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; («Коммуникация. Чтение художественной литературы»)
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща. («Художественное творчество»)
Материал: рисунки по теме "Вода", схема "Вода в организме человека", «Свойства воды», детские халаты, кроссворд, глобус; пластмассовые стаканчики и воронки, вата для фильтрации; песок, сахар, соль, масло растительное и сливочное, гуашь, лед, видеоматериал.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых: мы в белых халатах. Во-вторых, сегодня утром на столе я обнаружила вот такой кроссворд и листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего занятия.
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Совок" и стоит в нем на третьем месте. (В)
2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также на третьем месте. (О)
3. В третьей клеточке буква с которой начинается слово "Дорога" (Д)
4. В четвертой клеточке вторая буква из слова "Рама". (А)
Какое слово у нас получилось?. Правильно, "Вода".
Мы говорим: она течет,
Мы говорим: она играет,
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает. (вода)
Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Посмотрите, какую интересную схему я вам принесла. Человек на 80 % состоит из воды. (схема)
Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".
Как называются все моря и океаны на Земле?. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан, который состоит из миллиардов мельчайших капелек воды. И вот одна из таких капелек рассказала мне однажды вот такую интересную историю.
История капельки
«Жил – был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца ну очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
-И я ручеек, - отвечает наш ручей. – давай дружить и потечем дальше вместе.
Так, воды многих ручейков слились в одну большую красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы, ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам».
- Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку. Давайте же сейчас посмотрим видеосюжет, в котором вы наглядно сможете увидеть, какое же значение имеет вода в жизни каждого человека.
Видеоролик о воде
- Источником пресной воды у нас в России является озеро Байкал!
Видеоролик об озере Байкал
- А теперь я приглашаю вас пройти в мини-лабораторию Капельки. В лаборатории проводят исследования и опыты. В этой лаборатории Капелька нас хочет познакомить с водой поближе. Надеваем сначала халаты, потом подойдите все ко мне и возьмите колпачки. И садимся удобно за стол. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода.
Опыт №1 «Определение формы воды»
Воспитатель берёт в руки сосуды с водой (форма сосудов разная) и переливает воду из одного сосуда в другой.
- Что произошло? Вода приняла форму того сосуда, в который она была перелита. То есть, что можно сказать о форме воды? Отчего зависит форма воды?
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.
ОпытN2 "Определение цвета воды"
Как вы думаете, какого цвета вода?
- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана: один - с водой, второй - с молоком. Если
я опущу ложку в воду, будет она видна?
- А если я опущу ложку в молоко?
- Проверим. (Одновременно опускает ложки в воду и молоко)
- Что можно сказать о цвете воды?
Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.
Опыт №3 «Имеет ли вода вкус»
Перед детьми 2 закрытых стакана с соломинками: В одном - вода, в другом - сок
- Давайте определим, что в ваших стаканчиках.
Дети пробуют содержимое своих стаканчиков.
- Что в ваших стаканчиках?
- Как вы догадались?
- Как вы поняли, что в одном из стаканчиков вода?
- Она сладкая? Соленая? Кислая?
- Так какой же вкус у воды?
Вывод: у воды вкуса нет, она безвкусная.
- Мне кажется, ребята, что наши опыты понравились Капельке. Какие же вы молодцы. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем? Капелька хочет поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (действия по тексту)
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)
Вышли на берег крутой (действия по тексту)
И отправились домой!
Опыт N4 "Имеет ли вода запах"
- Продолжим наши опыты. А какой же запах у воды? Понюхайте воду в своем стакане. Что скажете о ее запахе?
- Дети, а Капелька приготовила сюрприз и просит зажать носики, дышим ротиком. У вас на столе лежат дольки лимона. Давайте попробуем выжать лимонный сок в свои стаканчики.
-Теперь понюхайте воду, появился запах?
- Чем теперь пахнет вода? - Есть у воды свой запах?
Вывод: у воды своего запаха нет.
Опыт N5 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"
- А теперь насыпьте в стакан с водой ложку сахара и размешайте. Что же произошло с сахаром?
- Проверьте, растворяется ли в воде песок? Добавляем песок в воду и попробуем размешать, что произошло?
- Попробуем проверить, растворяется ли в воде краска – гуашь? Гуашь в воде растворяется, при этом она меняет цвет воды.
- Масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.
Вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт N6 "Три состояния воды"
- Ребята, посмотрите на карточку и скажите, в каком состоянии изображена вода? (жидкая) А в каком состоянии еще бывает вода? (ответы детей твердая) правильно лед это тоже вода, но замершая. А когда у нас чайник дома кипит на крышке что образуется? (Газообразная) Умнички, пар это тоже вода!
- Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна. "
Подвести по опорным картинкам итог: вода не имеет формы, вкуса, запаха, она бесцветная, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ, бывает в трех состояниях - жидкость, лед, пар.
- Умницы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах.
Но, оказывается вода не всегда бывает хорошей. Она может не только помогать, но и разрушать, сколько всего может погибнуть. Ребята, посмотрите, это ноутбук и мы на нем посмотрим, какая плохая бывает вода. (видео цунами, ливни, разрушение, загрязнение)
Видеоролик о разрушительном воздействии воды
Видеоролик о загрязнении воды
- Вот какая бывает вода разрушительная! Но, несмотря ни на что, воду мы всегда должны беречь! А как мы можем беречь воду? (Чтение стихотворения)
Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком
Те бегут не унывая
В реки быстрые потом.
А потом и синь морская,
А за нею океан
Воду зря не выпуская
Закрывай покрепче кран!
Аппликация «Берегите воду»
Воспитатель: Ребята, смотря на всё вышеувиденное становится страшно, но слава богу, что есть ещё на земле источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды и угостить наших гостей!
- В заключении хотелось бы прочитать стихотворение С. Погореловского «Берегите воду»
«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»!
Спасибо всем за внимание!