Лариса Комиссарова
Конспект НОД «Путешествие по морю предложений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД кружка дополнительного образования
Образовательная область «Коммуникация»
раздел «Подготовка к обучению грамоте»
тема: «Путешествие по морю предложений»
Цель:
Готовить детей к обучению грамоте.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарное представление о знаках препинания : точке, вопросительном и восклицательном знаках, их значении в речи.
2. Продолжать знакомить детей со схемой предложения.
3. Учить составлять предложения по схеме из заданных в разбивку слов, читать их чётко и внятно.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по морю предложений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, произношении с разной интонацией голоса: повествовательной, восклицательной, вопросительной.
5. Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, наглядно-образное воображение, речевое мышление, моторику рук.
6. Способствовать развитию элементов учебной деятельности: умения понимать и выполнять поставленную задачу.
7. Воспитывать интерес к родному языку.
Средства:
Материал:
1. Иллюстрации с видами моря, морских обитателей.
2. Магнитные корабли-схемы предложений.
3. Точечное изображение прогулочного катера на каждого участника.
4. Магнитные Наборы рыб-слов.
5. Магнитные знаки препинания.
6. Магнитофон.
7. Записи песен: «Катерок», «Дельфины», «Мы пришли сегодня в порт».
8. Карандаши.
9. Игра: «Морская мозаика» (морская черепаха из частей).
10. Костюм королевы.
Предварительная работа :
1. Игровые упражнения с детьми на составление предложений : «Я начну, а ты закончи», «Живые слова», «Морская мозаика»;
2. Пальчиковые упражнения: «Мальчик-осьминог»;
3. Графические упражнения: «Волшебные ниточки», «Весёлый карандаш».
4. Беседы о морских обитателях, рассматривание иллюстраций.
Ход деятельности
Столы расставлены в форме корабля. Детей встречает Королева Речи.
Королева: Здравствуйте мои дорогие друзья, я рада встрече с вами. У нас сегодня необычный день. Я Королева страны Речи и речевого общения. Мою страну омывает море Предложений. Вы слышали о таком?
Дети: Нет!
Королева: Тогда разрешите мне пригласить вас на необычную прогулку по Морю Предложений. Во время прогулки нас ждёт знакомство со знаками препинания, упражнения на произношение предложений с разной интонацией голоса, а самое главное мы продолжим знакомство со схемами предложений и поучимся составлять предложения в соответствии с заданной схемой. А если прогулка по морю, значит это какая прогулка?
Ребё нок: Морская.
Королева: Правильно, морская, тогда давайте выберем средство передвижения. На чём мы поплывём?
Дети: На лодке, на корабле.
Королева: Правильно. Корабль знаний ждёт нас. Занимайте свои места в каютах. Мы отправляемся.
Под песню «Дельфины» дети садятся за столы.
Королева: Это Море, ребята, не просто море, оно всё состоит из предложений, а кто знает, что такое предложение?
Ребё нок: Предложение состоит из нескольких слов.
Королева: Правильно. Предложение это единица речи, состоящая из одного или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и интонации. Сейчас я произнесу одно и тоже предложение с разной интонацией, а вы послушайте и скажите, что вы заметили необычного?
1. Кит - млекопитающее животное.
2. Кит - млекопитающее животное!
3. Кит - млекопитающее животное?
Что вы заметили?
Ребё нок: Я заметил, что у вас менялся голос.
Королева: Правильно, точнее сказать я меняла интонацию голоса. А помогали мне в этом знаки препинания. Сейчас я вас с ними познакомлю.
У последней
Точки,
На последней
Строчке,
Собралась компания
Знаков препинания. - Выставляю на доску точку.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой! - Выставляю на доску восклицательный знак.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаё т он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как? - Выставляю на доску вопросительный знак.
Королева: Как называется знак, который никогда не молчит?
Ребё нок: Восклицательный.
Королева: Как называется знак, который любит задавать вопросы?
Ребё нок: Вопросительный.
Королева: Ребята, давайте с вами поиграем в словесную игру с предложением «Морская мозаика».
В море Предложений водится много разных обитателей, чтобы узнать, кто они, вам придётся собрать их из частей, на каждой из которых, написано слово, и если работа выполнена правильно, у нас получится предложение.
Ребёнок собирает из частей первого обитателя моря и читает предложение :
1. Морская черепаха – Я, Морская черепаха.
Королева: Давайте теперь поупражняемся в произношении предложений с разной интонацией.
Королева поочерёдно ставит в конце предложений разные знаки препинания. Дети по одному тренируются в чтении восклицательных, вопросительных, повествовательных предложений.
Королева: Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. А теперь пора отдохнуть и поиграть в игру: «Море волнуется раз…». Я с вашего позволения буду водящей.
Королева: Море волнуется раз!
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура на месте замри!
Дети изображают любую морскую фигуру, стараясь передать особенности внешнего вида. По сигналу водящего называют свою фигуру. Игра проводится 2-3 раза.
Королева: Продолжим наше увлекательное плавание!
Давайте-ка посмотрим в подзорную трубу. Что вы видите на горизонте?
На доске выставляются корабли со схемами предложений, состоящих из трёх, четырёх и пяти слов.
Ребё нок: Я вижу корабли.
Королева: Ребята, это не просто корабли, это схемы, каждая из которых, отражает характер предложения и количество слов, из которых оно состоит. Корабли-схемы ловят Рыбу - слова, из которых состоят предложения, а предложения впоследствии складываются в рассказ. Посмотрите и скажите, корабли-схемы одинаковые?
Ребё нок: Нет. Они разного цвета.
Ребё нок: У них разное количество окон.
Королева: Это не просто иллюминаторы. Это слова, а их количество говорит нам о числе слов в будущем предложении. Сколько слов в первом предложении?
Ребё нок: Три слова.
Королева: Сколько слов во втором?
Ребё нок: Четыре слова.
Королева: Сколько слов в третьем предложении?
Ребё нок: Тоже четыре слова.
Королева: И наконец, в последнем предложении?
Ребё нок: Пять слов в последнем предложении!
Королева: Давайте теперь попробуем поймать рыбу-слово? Начнём с первой схемы. Слова, которые вы будете «ловить» должны соответствовать цвету корабля.
Детям предлагается набор слов разных частей речи. Они выбирают из косяка рыбы нужные слова, составляют из них предложения.
1. Кораллы необычные животные!
2. Растут они очень медленно.
3. Живут в тёплой воде.
4. Бывают разных цветов и форм.
Королева: Ребята, давайте прочитаем предложения по порядку.
Дети читают по очереди предложения, чётко произнося каждое слово, соблюдая интонацию.
Королева: Ребята, как вы думаете, что у нас получилось?
Ребё нок: У нас получился рассказ.
Если дети затрудняются, королева задаёт наводящие вопросы.
Королева: Нам пора возвращаться назад, а чтобы нам не было грустно, мы сделаем игровое графическое упражнение «Соедини точки между собой». А для начала разогреем пальцы рук.
С детьми проводится пальчиковая гимнастика: «Мальчик – осьминог».
Это – мальчик – осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде:
И в учёбе, и в труде,
Потому что осьминожка –
Это просто многоножка.
Пальцы рук в полусогнутом виде установлены на твё рдой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино.
Королева: А теперь вам предстоит соединить точки и назвать, что у вас получилось.
Под песню «Катерок», дети соединяют точки, называют получившуюся картинку.
Королева: Вот мы и вернулись на сушу с морской прогулки, по какому морю?
Ребё нок: По Морю Предложений!
Королева: Что интересного встретили мы на пути?
Ребё нок: Мы встретили обитателей моря.
Королева: С какими обитателями моря Предложений мы познакомились?
Ребё нок: Мы познакомились с китом, морской черепахой кораллами, рыбой – словом.
Королева: Что помогло нам с ними познакомиться?
Ребё нок: Игры с предложениями. Мы ловили слова и составляли из них предложения.
Королева: Какие трудности мы встретили в пути?
Ребё нок: Я встретил трудности в чтении предложений.
Ребё нок: Я встретил трудности в составлении предложений по схемам.
Королева: Молодцы ребята! Вместе мы преодолели трудности. Знаете, я тоже сегодня поймала необычную рыбу. В ней медали для умников и умниц, которые хорошо поработали во время морской прогулки. Поэтому награждаю вас медалями за ум и отвагу.
Под песню «Мы пришли сегодня в порт» Королева раздаёт ребятам медали и благодарит за интересную прогулку.