надежда попкова
Конспект ООД в рамках кружковой работы «Жаворонки весну кличут»
Конспект занятия «Жаворонки весну кличут»
ФРАГМЕНТ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Конспект занятия «Жаворонки весну кличут»
Воспитатель:
I КК
Попкова Н. С.
Воронеж 2016-2017 уч. г.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в рамках кружковой работы „Жаворонки весну кличут“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах
Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату. Воспитывать дружелюбие.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Упражнять детей в звукоподражании. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна- красна».
Социально- коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой «Жаворонки в гнездах», старо- русским обычаем- водить хоровод.
Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения предложенное воспитателем.
Методические приемы:
Словесный : беседа, использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание,
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ, рассматривание, игровой
Словарная работа : Веснянка, кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна- красна», приметы весны, традиции народа.
Индивидуальная работа : эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование: демонстрационный- слайдовая презентация.
Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, запись народных мелодий.
Ход ООД:
Воспитатель: Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова:
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья!»
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на стульчики, садитесь удобно.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала»? (ответ детей – о месяце марте)
Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна. Слайд 1и 2
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку :
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!
Весна-весна,
Приходи красна,
Пусть птицы лётные,
Быстрокрылые, перелётные,
Поторопят тепло,
Лето жаркое,
Унесут от нас
Зиму лютую.
Пускай весна придет скорей,
Мы соскучились по ней.
Станет солнышко добрее,
Дни – светлее и длиннее.
Солнышко, выгляни, красное высвяти!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!
Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
ИГРА «Ручеек»
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
А чтобы птицы прилетели быстрее покличьте их
Дети произносят заклички :
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
***
Ты птица – жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
***
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
-Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
***
Жаворонки, жавороночки!
Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко!
И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие:(Загадки о перелётных птицах) СЛАЙД 3,4,5
– Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
– Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач).
– В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
Ку-ку… Ку-ку…Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА. СЛАЙД 6
Слушание аудиозаписи (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»
( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
«В наших домиках будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье».
Игра «Жаворонки в гнездах»
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.
Проходите на стульчики. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.
В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи.
Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.
СЛАЙД 7,8,9,10,11
Для гостей
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве.
«Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год». ДО СВИДАНИЕ.