Лариса Шаймухаметова
Конспект ООД для старшей группы «Герасим-грачевник»
▼ Скачать + Заказать документы
Герасим-грачевник
Задачи:
Познакомить с русским фольклорным праздником. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.
Учить работать с тестом, делить на части, раскатывать, познакомить детей со старинной технологией лепки птицы-грача.
Предварительная работа: рассматривание изображения грачей, разучивание пословиц и закличек о них, речевой разминки, физкультминутки
Публикация «Конспект ООД для старшей группы „Герасим-грачевник“» размещена в разделах
Оборудование: репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», тесто, испеченные булочки-грачи, изюм, приправа гвоздика, противень, сироп с кистью для смазывания, на каждого ребенка фартук, стека и разделочная доска.
Содержание организованной деятельности детей
1 Организация начала занятия.
«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на полу)
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая.
А могла бы быть кривая.
Воспитатель: После долгой холодной зимы, так хочется тепла, яркого солнышка. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Кто первым прилетает к нам после долгой зимы? (Грачи).
2. Работа по картине.
Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Саврасова. Скажите, какое время года изображено на картине? (Весна.)
Воспитатель: Весна ранняя или поздняя (Ранняя весна)
Воспитатель: Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну (Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели).
Воспитатель: Все верно. Грачи всегда в России были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают? (Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые)
Воспитатель: На каких деревьях любят вить гнезда грачи (На высоких, больше всего на березах)
Воспитатель: Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках- грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник? (Голубое и немного желтоватое).
Воспитатель: Художник Саврасов нарисовал весенний день. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна. Тает снег. Первые проталины. Грачи на березах.
Воспитатель: Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей.
Любят эту птицу в народе и говорят:
Игровое упражнение - Доскажи пословицу «Увидел грача – весну встречай!». «Грач на горе – весна на дворе».«Грач зиму расклевал».
3. Ознакомление с традициями праздника.
Воспитатель: В народном календаре сегодняшний день 17 марта – называется «Герасим - грачевник».
В старину люди верили, что святой Герасим первых птиц – грачей – из теплых стран впереди себя гонит. В этот день деревенские ребята бегали к роще, в которой были прошлогодние грачиные гнезда – «грачей следить», т е смотреть. Старики говорили «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет». В этот день в старину даже пекли хлеб в виде птицы-грача и радовались - «грач зиму расклевал». После выпечку «хлеба-грача» садили на спицу и выходили на улицу, поднимали вверх «птицу» и кричали закличку:
- Грачи-киричи: летите – летите.
Дружную весну несите – несите.
Физкультминутка «Грачи летели»
Как на мартовской неделе
С юга к нам грачи летели (машут руками – крыльями).
В поле отдыхали, (присели)
Корм себе искали.
Грачи прилетели, (машут руками – крыльями).
На деревья сели (качают руками)
Свои гнёздышки нашли (присели)
В них порядок навели.
Будут птицы играть - («пружинки»)
Будет солнышко сиять
Если раскричатся - (ладони вместе открывают как клюв)
Нам дождя боятся (часто хлопают по ладошке)
Грач на горе - весна на дворе (хлопают над головой).
Воспитатель: Посмотрите – ка сюда. (Показать детям печёных птичек,что это (печеные птицы) (обратить внимание на форму, цвет)
Воспитатель: Сегодня мы сами будем лепить из теста грачей, чтобы с их помощью закликать Весну-красну. Тесто для таких птичек всегда замешивали по старинным рецептам, так как делали наши бабушки и прабабушки. Посмотрите, оно темнее, чем обычное тесто для пирожков, ведь в него добавляют ржаную муку. И лепить мы их будем тоже старинными способами. Эти рецепты и способы важно сохранять без изменений, так как в древности, сначала вы сами научитесь, а потом станете старенькими и научите своих внучат. Давайте вспомним последовательность действий при работе с тестом: помыть руки, надеть фартук, приготовить доску. Дети выполняют.
4 Работа с тестом. Показать детям схему изготовления птиц, Уточнить, насколько дети поняли последовательность и содержание трудовых действий. Показать детям отдельные — более сложные — моменты, например, надрезание формы и сворачивание для получения крыльев.
Подсказать, что глазки птичкам можно сделать из изюма, гвоздиков гвоздики, сушёных ягод (черёмухи, черники) или просто сделать углубления — проткнуть отверстия зубочисткой. Напомнить правила безопасности: во время работы с мукой не делать резких движений, не дуть, глубоко не дышать.
Дети берут по кусочку теста и работают, при необходимости оказывается помощь.
По окончании работы дети переносят своих птичек на противни и смазывают сиропом с помощью широкой кисти или перышка.
Итог. Выбираются наиболее интересные грачи и дети делятся впечатлениями.
После занятия противни переносятся на кухню, где грачи выпекаются.