Елена Попова
Конспект ООД для детей подготовительной группы «Интересное рядом» с использованием исследовательской технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
с использованием технологии исследовательской деятельности
Тема: «Интересное рядом»
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Подготовила : Попова Елена Евгеньевна,
воспитатель
п. Космынино
2019г
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы;
Развивающие:
• развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов;
• развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
Воспитательные:
• воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Методы и приё мы:
Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, пояснения, указания, поощрение, отгадывание загадки.
Наглядные: показ цветочка, предметы для опытов, макет лаборатории.
Практические: показ способов выполнения опытов.
Игровые: сюрпризный момент, дидактическая игра «Мы ученые», разминка (песня лети-лети лепесток)
Оборудование и материалы:
на каждого ребенка: яйца, салфетки, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, ноутбук (песня «Лети-лети лепесток»)
Предварительная работа:
• чтение сказки «Цветик-семицветик»;
• просмотр энциклопедий по экспериментальной деятельности.
Интегрируемые образовательные области:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.
Форма работы с детьми: фронтальная.
Образовательная область: познавательное развитие
Место проведения: групповая комната
Ход занятия
1 часть — вводная
Цель: организация детей на предстоящую деятельность
Создание образовательной ситуации Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела у нас в группе волшебный цветок «Цветик-семицветик».
А вы помните, что в сказке этот цветок исполнял желания?
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю с помощью этого цветочка попасть в страну «Наука». Там, наверное, очень много интересного.
Хотите побывать в стране «Наука»?
Воспитатель:
Для этого давайте вспомним волшебные слова.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Волшебные слова мы вспомнили, давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя и произнесем эти слова.
(В это время убирают ширму, за которой накрыт стол для опытов) Дети берутся за руки, улыбаются.
Ответы детей : да
Ответы детей : да
Дети: (закрывают глаза, кружатся, произносят волшебные слова)
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Воспитатель:
Ребята, смотрите, где это мы оказались?
Воспитатель:
Правильно ребята, а это лаборатория.
А что это за место такое?
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вот и мы с вами сегодня будем настоящими учеными-исследователями. Хотите?
Воспитатель:
Смотрите, ребята, тут специальная одежда. Давайте вспомним, для чего она?
Воспитатель:
Правильно спец. одежда нужна для защиты нашей одежды, чтобы не испачкать и не испортить ее.
Воспитатель:
Ну что приступим? Надеваем нашу специальную одежду.
Воспитатель:
Вот мы и готовы приступить к нашему исследованию.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Но что же мы будем исследовать? Ой, ребята смотрите, что это за конвертик?
Давайте посмотрим?
Воспитатель:
Тут загадка.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы сегодня с вами будем исследовать.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. Ответы детей : в стране «Наука»
Ответы детей : Место, где проводят какие-то исследования, ставят опыты.
Ответы детей : да
Ответы детей : для защиты одежды
Ответы детей : да
Дети надевают халаты.
Дети рассказывают правила безопасного поведения
Ответы детей : да
Дети слушают загадку и отгадывают ее: яйцо
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Воспитатель:
Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Все вы знаете одну сказку:
«Жили – были,
Дед и баба сними курочка жила
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!»
Воспитатель:
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.
Дети подходят к столу.
2 часть - основная
Цель: закрепление умений и навыков, приобретенных детьми ранее.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. Бил дед не разбил, баба била не разбила.
Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет?
И так, ребята мнения разделились, давайте ставить опыт.
Опыт 1.
У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит?
Воспитатель:
Правильно. Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет.
Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось?
Воспитатель:
Правильно. В сильно – соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли.
А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.
(на столах у детей : по два больших пластиковых стаканчика с водой, стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Воспитатель:
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
Воспитатель:
Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Опыт 2.
Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим, из чего состоит: густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка - желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо – жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она?
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Воспитатель:
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: «Что бы такого с этим яйцом сделать?» решила приготовить деду сладость.
Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт 3.
Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Воспитатель:
Давайте мои маленькие исследователи отдохнем.
Физкультминутка!
(под песню «Лети, лети лепесток»)
Воспитатель:
Ребята, отделила бабка белки, взбила в пену, добавила сахара, запекла в духовке и получилась вот такая сладость.
(воспитатель показывает детям воздушное печенье)
Воспитатель:
Ребята, а скажите, сладкое полезно для наших зубов?
Воспитатель:
Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели? Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта:
Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на некоторое время. Смотрите, скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу.
Какой вывод мы можем сделать?
Воспитатель:
Ребята, а сейчас я вам предлагаю провести еще один опыт.
Опыт 4
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно определить где какое?
Воспитатель:
В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Попробуйте сами.
3 часть-заключительная
Цель: Выход из деятельности.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась сказка об удивительном яйце?
Что вы узнали нового?
Воспитатель:
Ребята, если вам понравилось быть учеными-исследователями, и вы узнали много нового, хорошо потрудились, то возьмите улыбающийся смайлик, а если нет, то смайлик, который грустный.
Воспитатель:
Хорошо, молодцы ребята, а сейчас давайте возвращаться в группу.
Ответы детей : да/нет
Дети совместно с воспитателем ставят опыты.
Ответы детей : яйцо тонуло
Ответы детей : яйцо не тонет
Ответы детей : да
Дети проделывают опыт
Ответы детей : хрупкая, ломкая, тонкая.
Дети проделывают опыт
Ответы детей : нет
Ответы детей : чистить, полоскать рот после еды
Дети рассматривают яичную скорлупу
Ответ детей : обязательно надо чистить зубы
Предположения детей
Дети пробуют покрутить яйцо
Ответы детей : да
Ответы детей : яйцо не тонет в соленой воде, яйцо состоит из белка, желтка и скорлупы, из белков можно испечь воздушное печенье, вареное яйцо крутится, а сырое нет
Дети выбирают смайлик
Дети отрывают лепесток повторяют слова.