МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации по закреплению знаний о Кабардино-Балкарии

Шанкова Суджата Мухадиновна
Конспект образовательной ситуации по закреплению знаний о Кабардино-Балкарии
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Закрепить знания о Кабардино – Балкарии, её достопримечательностях.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей, проживающих в нашей республике.

Активное использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Побуждать детей поступать согласно законам общения, быть добрым, воспитывать толерантность.

Воспитывать любовь к родному краю, его традициям, обычаям.

Закрепить знание детей о национальной одежде, посуде и о адыгском этикете.

Публикация «Конспект образовательной ситуации по закреплению знаний о Кабардино-Балкарии» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством своего народа.

Развивать коммуникативных способностей детей на основе народного творчества и семейных традиций, повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Продолжать учить детей на пальцах плести кабардинскую тесьму.

Использовать старинные названия предметов в речи.

Предварительная работа:

Чтение произведений народного эпоса: сказки, легенды «Свирель Ашамеза», «Трусливый хитрец», «Темир Болат», «О том, как Сосруко возвратил огонь нартам», «Нартский кузнец Дебет» и т. д.

Заучивание пословиц и поговорок.

Беседа с детьми о традициях народа.

Изготовление нарукавников, сумочек, шапки, веера, чашек и др.

Рисование по данной теме.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры «Узнай предмет по описанию», «Магазин» и др.

Материал: Презентация на тему «Изделия наших умельцев»,

национальная одежда,

иллюстрации,

национальная посуда,

сумочки,

веревки, нитки с люриксом для плетения.

Методы и приемы: сюжетно-игровая форма занятия. Чтение стихотворений, использование музыкальных записей, рассматривание посуды, одежды, элементов украшения. Напоминание о способах работы. Индивидуальная работа. Рассказ воспитателя о старинных предметах быта.

Словарная работа: черкеска, арджэн, адыгэ фащэ, цIыцхъу фащэ, уагъэ, кхъуэщын, нахъыжьхэр.

Учитель: Ребята, я вспомнила такое красивое стихотворение, которое написала поэтесса Катерина Кан. И хочу прочитать его вам.

«Кабардино-Балкарии славу

Воспевают во многих стихах,

И признаюсь, что слава по праву

Не померкла ни капли в веках!

Дружат здесь и народы, и веры,

Чтят родителей - мать и отца.

Здесь распахнуты настежь все двери

В каждый дом и в людские сердца!

Здесь ущелья, долины, озера,

Водопадов несметный каскад!

Здесь Кавказский хребет как в дозоре,

И гостям стар и млад очень рад!

Кабардино-Балкарии СЛАВА!

Процветай, южных гор сторона!

Знай, тобою гордится держава -

Вся Великая наша страна!» Катерина Кан.

Учитель: Послушав внимательно стихотворение, я думаю вы уже догадались, о чем пойдет речь. О чем же мы будем говорить?

Дети: О Кабардино-Балкарии.

Учитель: Да, ребята, мы живём в многонациональной республике – Кабардино - Балкарии. Скажите, люди каких национальностей живут в нашей республике?

Дети: (перечисляют) адыгэ, балкъэр, урыс, осетин, грузин) и т. д.

Учитель: А как приветствуют кабардинцы друг друга?

Дети: Фи, махуэ фIыуэ –добрый день говорят кабардинцы.

Учитель: С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей. Давайте и мы с вами вспомним эти пословицы.

Игра «Передай подкову»

/Дети передают подкову друг другу и говорят пословицы/

Нэмыс здэщымыIэм, насып щыIэкъым.

Уи псалъэ гъэIэси, уи нэмыс гъэбыдэ.

Уи япэкIэ бдза мывэм, ухуозэж.

Лэжьыгъэм уегъэпIэ, щхьэхынагъэм уегъэпуд.

Гупсыси, псалъэ, зыплъыхьи тIыс.

Ieй пщIауэ, фIым ущымыгугъу.

ФIы пщIамэ, фIы къыпокIуэ.

Старшего почитать – сам станешь почитаем.

Надо быть человеком в любой ситуации и жить по совести.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Не гляди на лицо, гляди на обычай.

Восхвалять себя напрасный труд,

Если ты хорош и так поймут.

Твой добрый взгляд и светлый лик

Важней для гостя, чем шашлык.

Учитель: Самым древним обычаем у кабардинцев является уважение к старшим. Они никогда не забывают своих нахъыжьхэр (старейшин). У вас у всех есть бабушки и дедушки. Давайте вспомним, где живут ваши бабушки и дедушки?

Дети: Мои бабушка и дедушка живут….

-Сэри сиIэщ нанэрэ дадэрэ. Ахэр Шэджэм щопсэу.

-Сэри сиIэщ нанэрэ дадэрэ. Ахэр Куба щопсэу.

Учитель: Когда вы у них в гостях бываете, вам, наверное, рассказывают, как они жили и показывают старинные предметы. Давайте присядем и посмотрим на экран.

/Презентация «Старинные предметы»/

Слайд № 1: Арджэн.

Дети: Это – арджэн- адыгская циновка. Плетут арджэн из камыша. Раньше использовали как коврик для молитвы, а ещё, тогда не было ковров – арджэн вешали и на стены, украшали ими комнаты.

Слайд № 2: Кхъуэщын.

Дети: Это – кувшин для воды. В старину, когда девушки и женщины ходили за водой, брали с собой кувшины. Замужние брали широкие и презимистые, а девушки наоборот, высокие и стройные кувшины.

Слайд № 3: Посуда деревянная.

Дети: Это старинная, деревянная посуда. Кабарда богата лесами, потому и работали много с деревом. Из дерева делали домашнюю посуду – чаши, ложки, черпаки.

-Уа, дэ ди нанэ мопхуэдэ лошкIэ иIэщ. Ар пхъэм къыхэщIыкIащ.

Слайд № : 4: Кабардинская национальная одежда.

Дети: Это кабардинская национальная одежда. Это – адыгэ фащэ, а это – цIыхухъу фащэ – черкеска.

Учитель: А чем украшена адыгэ фащэ?

Дети: Адыгэ фашэ украшали золотым шитьем и тесьмой.

Нанэ: А как называется тесьма на кабардинском языке?

Дети: Уагъэ.

Слайд № : 4: Виды тесьмы.

/Дети показывают образцы и называют/

Дети: Это плоская тесьма- уагъэ пIащIэ.

-Это круглая тесьма – уагъэ хъурей.

-Раздваивающаяся тесьма – уагъэ зытIущ.

Учитель: Хочу еще раз напомнить, что наша республика, не только богата своим бытом и традициями, но и народными умельцами. Издавна наши предки занимались плетением на пальцах. Давайте и мы с вами покажем свое мастерство и сделаем тесьму. А потом подарим своим бабушкам и дедушкам. Но сначала я вам покажу, как мы будем плести.

/Воспитатель показывает и объясняет приемы плетения тесьмы на 3-х, на 5-ти и на 7-и пальцах. /

Учитель: Но сначала сделаем упражнение для наших пальчиков, чтобы они были умелыми и талантливыми волшебниками.

/Пальчиковая гимнастика «Орехи»/

Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это сейчас мне поможет Красиво тесьму заплетать.

/Дети занимают места для плетения.

Дети работают под музыку/

Учитель: Это что за вид работы? Как это делается? Как называется?

Дети: Это плоская тесьма. Плела на 5 пальцах, перекидывая нитки с пальца на палец.

-А у меня круглая тесьма. Плела на 7 пальцах.

-Сэ IэпхъуамбитхукIэ сщIащ. (Плела круглую тесьму на 5 пальцах).

-У меня тоже круглая тесьма, но я сделал на 3 пальцах.

-Сэ щы къэзгъэсэбэпащ. (У меня раздваивающаяся тесьма. Плела на 3 пальцах).

Учитель:Молодцы, ребята! А сейчас я хочу посмотреть какое настроение вы получили от занятия. /подводит детей к /

Учитель: Сыт хуэдэ мыбыхэм яфэр?

Дети: Плъыжь, щIыху.

Учитель: Если хорошее настроение, значит свой орнамент прикрепите на красный круг, а если не очень хорошее, прикрепите на синий.

/Рефлексия «Итоговый круг»/

/Дети на круг крепят свои орнаменты. /

Ребенок: Сэ псори сигу ирихьащи плъыжьым тызогъапщIэ.

Публикации по теме:

Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурахКонспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах «Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах». Подготовила: Новикова Н. А. ЦЕЛЬ: закрепление знаний о геометрических.

Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?»Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии»Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии» Фотоотчёт: "Чегемские водопады – жемчужина Кабардино - Балкарии" и" Сегодня уважаемые коллеги хочется показать один уголок моей республики.

Конспект кружкового занятия по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста о букве «М» и звуке [М] Конспект занятия кружка "АБВГДЕЙКА". Цель: закрепить представления детей о букве. Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации по закреплению знаний о Кабардино-Балкарии
Опубликовано: 17 октября 2024 в 16:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации по закреплению знаний о Кабардино-Балкарии» (включая файлы) размещена пользователем Шанкова Суджата Мухадиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД