Анастасия Миколайчук
Конспект образовательной открытой деятельности «Русская матрешка» с использованием инновационной технологии «Кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская матрешка»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Программное содержание:
- дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках – матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полховского Майдана, загорские матрешки);
- обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек
- учить находит сходство и различие между ними;
Публикация «Конспект образовательной открытой деятельности „Русская матрешка“ с использованием инновационной технологии „Кольца Луллия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.); - развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т. п.)
- развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
- развивать умение структурировать алгоритмы решения судоку;
- закреплять у детей умения сравнивать числа (больше, меньше, равно)
- закрепить понятие, что такое звуки и какие они бывают
- закреплять знания детей о весенних праздниках, с помощью колец Луллия
- воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата
- воспитывать эстетический и художественный вкус.
Ход занятия
Организационный момент
Танцевальный вход детей. Приветствие гостей.
Дети:
Мы ребята удалые
Мы ребята озорные
Всех на ярмарку зовём
Мы матрёшек продаем.
Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение.
Воспитатель:
Ребята, к нам на ярмарку приехали еще гости.
Давайте посмотрим, кто же это?
Посмотрите и скажите, какие матрешки? (яркая, нарядная, красивая).
Оказывается, что матрешку разные мастера расписывали по-разному.
Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки.
Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
Сергиево – Посадская матрешка
1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель: Какие цвета изображены? Какие узоры вы видите?
Семеновская матрешка.
2-й ребенок: Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются эти матрешки друг от друга? (росписью)
Воспитатель: Правильно, они отличаются друг от друга росписью в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.
У нас есть еще одна гостья.
Полхов-Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
Воспитатель: Чем украшена наша матрешка, какие узоры вы видите?
(лепестки, ягоды)
Гости наши дорогие, присаживайтесь к деткам.
Ребята, что вы знаете о матрёшках?
Дети:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).
Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”?
(Ответы детей).
Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.
Из чего делают матрешек? (Ответы детей).
Делают матрешек из деревьев лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек.
Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.
Что такое сувенир?
Дети:
Сувенир - это подарок на память.
Дети:
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Воспитатель: Наши матрешки тоже пришли не с пустыми руками, а с сувенирами.
Но в дороге все у них перепуталось, давайте поможем им разобрать, какая матрешка какую посуду нам привезла.
Обратите все внимания, какая роспись на вашей посуде.
1 задание «Разложи посуду»
Каждому ребенку по 2 посуды, нужно разложить по определенной росписи.
Распределить по 3 вида.
Воспитатель: Посмотрите, как расширяется уже наша ярмарка, сколько посуды на ней.
Воспитатель:
Ребята, на нашу ярмарку не только матрешки захотели приехать, но есть еще и другие гости.
Каждый гость подготовил для вас задания, за их выполнения мы с вами будем получать угощения и сможем дальше пополнять нашу ярмарку.
2 задание от Петрушки «Весенние праздники»
Воспитатель: Ребята, помимо нашей ярмарки, есть еще много праздников.
И Сейчас Мы с вами сыграем в игру и проверим, какие весенние праздники вы занете.
Воспитатель: Интересно, какое угощение приготовил для нас Петрушка.
Послушайте загадку.
Сдобненький и кругленький
С дырочкой, в середочке
Для пальчиков удобненький
А съешь, в ладошке крошки.
(Бублик)
Воспитатель: А вот и наши угощения, дополним нашу ярмарку.
3 задание от Медведя.
Дидактическая игра Судоку «Матрешки» (за столом)
Воспитатель: Ребята, вам нужно подумать, в какой ряд какой матрешки не хватает.
Воспитатель: Молодцы, ребята. С эти заданием вы справились.
Что же для нас привез Медведь?
Сладкий, а не сахар,
Липкий, а не клей,
Вкусный, а не конфета.
(мед)
Физкультминутка
Воспитатель: Кто же еще спешил на нашу ярмарку?
Конечно же это Скомороха.
4 задание от Скоморохи. «Украсим фартучки» (на ковре)
Взрослый выкладывает матрёшек и маленькие кружочки синего и зелё ного цвета и сообщает:
- Сегодня мы будем украшать фартучки у матрёшек – Даши и Дины.
- Покажите, кто из них Даша? Кто Дина?
- Я буду называть слова со звуками [Д] и [Дь], а вы, если слышите в слове звук [Д], украшаете фартук Даши синим кружочком, если звук [Дь] – украшаете фартук Дины зелёным кружочком.
Слова:
звук [Д] : дуб, дом, доктор, дудочка, дупло, дверь, дорога
звук [ДЬ] : дерево, дятел, дедушка, девочка, диван, дельфин, деревня
Воспитатель: Что нам приготовили Скоморохи?
Круглое, прекрасное
На дереве растет,
Зеленое и красное
Нам осень подает.
Очень сочен его бок,
Из него прекрасен сок.
(яблоки)
Задание 5 от Масленицы «Разгадай ребус»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поработаем в парах и проверим какие вы у нас дружные ребята.
Нужно помочь матрешкам и заполнить все фигуры, но чтобы это сделать, сначала нужно разгадать ребус. На каждом листочке изображены половинки фигур, вам нужно найти свою половинку и дождаться, когда ваш сосед ее тоже найдет и тогда, когда вы соедините половинки, я смогу открыть для вас эти заколдованные конверты.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Он на солнышко похож,
Очень вкусен и пригож,
Со сметаной и медком
Хорошо идет с чайком.
Он в тарелке не один —
Масляный горячий.
(Блины)
Воспитатель: Какие блинчики нам передала Масленица
Задание 6 «Раскрась матрешку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как уже наполнилась наша ярмарка.
Давайте, мы с вами тоже дополним ярмарку и пойдем со своими сувенирами.
И я предлагаю вам сделать матрешек. Вы можете выбрать любую роспись и раскрасить.
Пальчиковая гимнастика:
Воспитатель: Вы только посмотрите, какая чудесная у нас Ярмарка получилась.
Ребята, а вы хотите что-то себе купить на нашей ярмарке?
Но для это, что нам нужно? (монеты)
Конечно, нам нужны с вами деньги.
Задание 7 от Купца
Дидактическая игра «Больше, меньше, равно» (за столами)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что еще один гость очень спешит к нам, может мы сможем от него получить деньги.
Воспитатель: В этом задании нам нужно сравнить числа на матрешках и определить соответствующим знаком.
Последнее задание, купец дает деньги. 1 2 2 5
Воспитатель: Что в мешочке? (монетки)
- Теперь мы смело можем пойти на ярмарку.
- Сколько всего у вас монет?
- Какая общая сумма?
Дети рассматривают стоимость всех угощений.
- Посмотрите и подумайте, что вы можете купить на нашей ярмарке за свои монетки.
Воспитатель: Матрешки, а мне нужна ваша помощь, помогите продать угощения с нашей ярмарки.
Итог
Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями от наших гостей?
Посмотрите только, какая у нас ярмарка получилась и сколько угощения и сувениры вы себе купили, пока закрывать нашу ярмарку.
- Вам понравилось наше занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что для вас было сложным?
Вы сегодня большие молодцы, давайте скажем нашим гостям до свидания!