Вера
Конспект образовательной области речевого развития «Наши певчие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы
Тема: «Составление описательного рассказа по теме: «Наши певчие друзья».
Илюшкина Вера Николаевна, воспитатель
МБДОУ №77 «Родничок» города Калуги Калужская область
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной области речевого развития „Наши певчие друзья“» размещена в разделах
1. Закрепить словарь существительных, прилагательных по теме:
«Зимующие птицы»
2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
3. Учить детей составлению рассказов-описаний с помощью мнемотаблиц
4. Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание им помогать
Методические приемы:
Наглядные: картинки зимующих птиц, картинки птичьих перьев, разрезные картинки воробья и вороны
Словесные: Загадывание загадок, игры, физминутка
Практические: добиваться от детей словообразования и словоизменения, составление рассказа описания птиц.
Оборудование: оригами из бумаги - сорока, картинки зимующих птиц, карточки птичьи перья, разрезные картинки воробья и вороны, мнемотаблицы по теме «Птицы»
Предварительная работа:
Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке»;
Наблюдение за птицами во время прогулки;
Аппликация «Снегири на ветках»;
Лепка: «Птицы на кормушках»
Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать её :
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая
Дети: Сорока
В группу влетает сорока
Воспитатель: Дети, смотрите, а вот и отгадка, действительно сорока! Сорока здоровается с детьми и спрашивает какое сейчас время года?
Дети: зима
Сорока: Вы же знаете ребята, какая я любопытная, и мне бы очень хотелось услышать что вы знаете о нас зимующих птицах
Дети садятся на стульчики
Игра: «Отгадай загадку»
Дети по очереди загадывают загадки о зимующих птицах и отгадку (картинку) выставляют на фланелеграф
Загадки:
Черный красногрудый
Он у нас найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут
(снегирь)
Кто на дереве до ночи
Всё стучит как молоточек
И хотя весь день долбит
Ничего не мастерит
Занялся полезным делом
Лечит дерево умело
(дятел)
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По дорогам шныряет
Крохи собирает
В полях ночует-коноплю ворует
А кто этот мальчишка
(воробей)
Вертится, стрекочет
Весь день она хлопочет
(сорока)
Воспитатель: Давайте повторим – каких мы знаем зимующих птиц?
Дети: Воробей, синица, голубь, снегирь, ворона, сорока, галка
Воспитатель: А почему мы их называем зимующими?
Дети: Потому, что они остаются у нас зимовать, не улетают в теплые края
Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь за столы
На столах конверты с картинками перьев (по одному)
Игра: «Кому принадлежит перышко?»
На «раз» открываем конверт
На «два» внимательно рассматриваем перышко
На «три» должны решить кому принадлежит перышко
Ребенок ставит перышко к птице на фланелеграфе и объясняет что это перышко принадлежит снегирю
Воспитатель: Как ты догадался? Почему так думаешь?
Воспитатель: Дети, а как вы думаете что для птиц страшнее голод или холод?
Дети: голод
Воспитатель: А как мы помогаем зимующим птицам?
Дети: Вешаем кормушки на деревья, кладем в них крошки хлеба, зернышки, семечки, подвешиваем кусочки сала для синичек
Физминутка
Игра с мячом «Скажи ласково» по теме «Зимующие птицы»
Игра «Мы летаем высоко, мы летаем низко»
Воспитатель: А сейчас дети я вам предлагаю поиграть в игру «Составь картинку»
Детей делят на две команды. Каждой команде дают конверт, в них разрезные картинки воробья и вороны.
Воспитатель: Чья это голова?
Дети: Воробьиная
Воспитатель: Чьё туловище?
Дети: Воробьиное
Воспитатель: Чей это хвост?
Дети: Воробьиный
Те же вопросы другой команде с изображением вороны
Воспитатель: У воробья туловище мелкое, а у вороны….
Дети: Крупное
Воспитатель: У воробья хвост короткий, а у вороны…
Дети: Длинный
Воспитатель: У воробья лапки тонкие, а у вороны…
Дети: Толстые
Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь
А теперь давайте составим описательный рассказ о понравившейся вам птичке, а схема таблица в этом вам поможет.
Дети берут картинки птицы и рассказывают о ней, опираясь на схему-таблицу
Воспитатель: Молодцы ребята, я смотрю вы всё знаете о зимующих птицах. Ведь птицы наши друзья. А друзей мы никогда не бросаем в трудное время и всегда им помогаем.
Занятие окончено. Спасибо!
Литература:
1. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с.
2. Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. - 4-е, изд., испр. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 544 с.
3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». – М. : Издательство: АСТ, 2014. – 320с.