Лариса Тимченко
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Дети блокадного Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему :
"Дети блокадного Ленинграда"
Цель:
Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные :
• Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Дети блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны.
• Познакомить детей с понятием блокада.
Развивающие:
• Развивать у детей память.
• Развивать у детей внимательность.
• Развивать у детей познавательные способности.
Воспитывающие:
• Пробудить в детях чувство сострадания.
• Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
• Метод формирования сознания: рассказ, пояснение, художественное слово.
• Метод стимулирования и мотивации деятельности : наглядный материал.
• Метод организации деятельности, общения и формирования опыта:
выполнение заданий, физкультминутка.
Интеграция образовательных областей :
• Речевое развитие
• Социально – коммуникативное
• Художественно – эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Демонстрационный материал:
• Книга памяти «Бессмертный полк» Муниципальное образование № 15.
• Наглядно – дидактическое пособие из серии «Мир в картинках» «День Победы».
• Наглядно – дидактическое пособие «Великая Отечественная война» в произведениях художников:
«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юон 1949.
«Ленинградка (1941 год)» Б. С. Угаров 1961.
«Победа» П. А. Кривоногов 1945-1947.
«Письмо с фронта» А. И. Лактионов 1947.
«Сестрица» (фрагмент) М. И. Самсонов 1954.
• Фотографии времен Великой Отечественной войны на артиллерийской позиции (1944).
• Фотография времен Великой Отечественной войны оборона Ленинграда (1943).
• Экспонаты мини-музея.
• Свеча памяти.
Предварительная работа с детьми:
• Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям о Великой Отечественной войне.
• Чтение и пересказ рассказов о Великой Отечественной войне (цикл рассказов детям о блокаде «Лист фикуса» В. Н. Семенцова.)
• Презентация «Дневник Тани Савичевой».
• Прослушивание СД записей «Песни времен войны».
• Прослушивание СД записи «Метроном».
• Прослушивание СД записи «Воздушная тревога» (серена).
• Цикл стихов о блокаде «Ленинградский метроном» О. Ф. Берггольц.
Оборудование для проведения образовательной деятельности :
• Экран с проектором для презентации.
• Магнитофон.
• Доска магнитная.
Словарная работа:
• Воинская слава.
• Блокада.
• Город-герой.
• «Цветок жизни».
• Экспонат.
• Буржуйка.
• Каска.
• Плащ-палатка.
• Котелок.
• Серена.
• Метроном.
• «Свеча памяти.
• Бомбоубежище.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в музее воинской славы. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Посмотрите на эти экспонаты. Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы?
Ответы детей (солдатам).
Воспитатель:
Каска – защищала от пуль, ложка и котелок – для еды в походных условиях, плащ– палатка – укрывала от дождя и ветра. Да, действительно, эти экспонаты принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Но вы знаете, героями были не только люди, но и города. А вы можете назвать города-герои?
Ответ детей (Москва)
Воспитатель:
Сегодня я вам расскажу о городе – герое Ленинград, который сейчас мы называем Санкт-Петербург, о детях, живших в годы войны в блокадном городе.
Я предлагаю перейти в другой зал. Какой это был замечательный город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. Фашистская Германия без предупреждения напала на нашу страну. И очень скоро враг оказался рядом с городом. Фашисты хотели его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми заграждениями, оплетены колючей проволокой. Фашисты окружили Ленинград со всех сторон. И город оказался в «кольце», длиной в 900 блокадных дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей города: дети, женщины, старики.
Я расскажу вам что такое «кольцо блокады». Давайте возьмёмся крепко за руки и плотно подойдём друг к другу.
Блокада – это кольцо, из которого нельзя выйти и в которое нельзя зайти. Присядьте на свои места. Для жителей, особенно для детей Ленинграда, блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать. На жителей города Ленинграда обрушился страшный голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба – это единственный продукт питания, который выдавали по карточкам, он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была -125грамм. И всё, только вода и хлеб. Шли тяжелые блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие железные печки, в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены) и бежали в ближайшее бомбоубежище. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). На что он похож? Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается.
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
За все время блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей. Одной из таких была девочка Таня Савичева. Она жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Таню удалось вывезти из блокадного города. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла. Памятью об этом остались записи Тани, которые теперь мы можем увидеть в музее и как памятник. Несмотря на суровые условия, жизнь в городе продолжалась. Дети наравне со взрослыми работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку. И в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми – читали книги, слушали музыку, встречали Новый год и конечно же рисовали. Детям блокадного Ленинграда, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми, установлен памятник «Цветок жизни».
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город – герой!» Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни.
Зажжённая свеча – память о тех, кто не вернулся. В нашей стране принято память погибших героев чтить минутой молчания. Давайте и мы вспомним тех, кто погиб, защищая свой город. (Минута молчания) Спасибо. Воспитатель:
Ребята, с чего мы начали наш разговор о блокадном Ленинграде?
Ответ детей (с осмотра экспонатов мини-музея).
Воспитатель:
Какие экспонаты были представлены в нашем музее?
Ответ детей (каска, плащ-палатка, котелок).
Воспитатель:
Могут ли город назвать героем?
Ответ детей (да, за мужество и героизм).
Воспитатель:
Что такое «кольцо блокады»?
Ответ детей (это кольцо, из которого нельзя выйти и в которое нельзя зайти).
Воспитатель:
Как жили люди блокадного Ленинграда?
Ответ детей (не было еды, не было электричества, город бомбили фашисты).
Воспитатель:
Что оставила в память о блокадных днях Таня Савичева?
Ответ детей (дневник).
Воспитатель:
Какой памятник установлен детям блокадного Ленинграда?
Ответ детей («Цветок жизни»)
Воспитатель:
Что является символом блокадного Ленинграда?
Ответ детей (ленточка оливкового и зеленого цвета).
Воспитатель:
В память о героизме и мужестве, я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда