МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Казачья хата — дом моих предков»

гузь галина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Казачья хата — дом моих предков»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

на тему: «Казачья хата-дом моих предков»

Программные задачи: Обогатить, систематизировать знания детей о родном, крае: название, историческое прошлое. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах. Расширить, представления детей о быте и культуре Кубанского казачества. Воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям, гордость за своих предков. Активизировать в речи детей слова: глэчик, макитра, хата, рушник, красный угол, колыбель, учить понимать их значение.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Казачья хата — дом моих предков“» размещена в разделах

Предварительная работа : Рассматривание старых фотографий с изображением прабабушек, дедушек и прапрабабушек и прапрадедушек детей, подборка иллюстраций, мультимедийное сопровождение, заучивание пословиц и поговорок о казаках.

Материалы и оборудование: Иллюстрации и фотографии быта казаков, макет «Казачье подворье».

Ход занятия Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину. -Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский). -А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань). - А как называется станица, в которой мы живем? (Шкуринская) Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани.) Правильно ребята, мы с вами проживаем на самой богатой земле Российской Федерации - Кубани. Жить на Кубани и не любить этот удивительный край нельзя.

Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! Там примут тебя, Как хорошего друга, Покажут, как землю Ворочают плугом Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Веселые окна, Открытые ставни, Дымок над трубою, Как выстрел недавний. Люблю тебя, край мой, Простор краснодарский, И труд хлебороба, И песни, и пляски. Сегодня я хотела бы познакомить вас с бытом наших предков, кубанских казаков. Из поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками, не забыто и мы с вами может познакомиться с историей нашей родины.

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга.

Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)

Здравствуй, солнце золотое, (ладони крестиком)

Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой) Здравствуй, маленький дубок. (руки вниз)

Мы живем в одном краю (руки друг другу)

Я тебя, приветствую. (поклон) А теперь мы с вами отправимся в прошлое и попадем на казачье подворье наших дальних-дальних предков, в хату, в которой могла жить казачья семья. Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие и дорогие люди. Ребята, мы с вами рассматривали фотографии ваших прабабушек и прадедушек. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом? Дети: Родственники, предки. Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки. Большая казачья семья строить друг другу дома помогала. Их хатами, мазанками все называли. Сегодня в казачью мы хату войдем, Там много увидим и все сами поймем. (Открыть макет подворья) Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца и хозяйственных построек – сараев для овец, коров, конюшень, погребника. Богатые казаки имели одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

Строительство хаты - это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, это дело коллективное, в нем принимали участие большая часть населения станицы, хутора. Дом казака устраивался обыкновенно в две комнаты. Крыша из камыша, соломы. Дом обязательно обмазывался глиной и белился. Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил себе хату. Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Усадьба огорожена плетённой изгородью. Казаки плели свои заборы- из виноградной лозы или гибких ветвей деревьев. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи, помещение для скота, «погребник». В подворьях держали : курей, гусей, уток, овец, коров. - Как вы думаете для чего? (Ответы детей) Правильно, домашнюю птицу держали для мяса, яиц, пуха. Из пуха делали подушки, перины. Корова с первых лет нашей жизни кормила и кормит до сих пор нас полезными молочными продуктами. А теперь давайте перенесемся во внутреннее убранство хаты. Как правило, в хате было две комнаты – великая или чистая половина и малая хата. В великой - стояла изготовленная на заказ мебель, шкаф для посуды, горка или угольник, сундуки. Центральным местом был «красный угол» или «Божница» в который, состояли одна или несколько икон. Одной из популярных икон на Кубани был образ Николая Чудотворца. Красный угол украшался рушником и бумажными цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. Воспитатель: А кто знает, что такое рушник? (Ответы детей) Молодцы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны? Дети: Бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Воспитатель: Молодцы. В крепкой казачьей семье всегда уважали стариков, берегли родителей и любили детей. Еще одной очень распространённой деталью интерьера были фотографии на стене. Фотографировались по особым случаям. Как вы думаете по каким? (Ответы детей)

Правильно свадьба, похороны проводы на войну.

В казачьих семьях глава семьи казак. Как, по-вашему, чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) Ребята, давайте вспомним пословицы про казака :

Дети: - Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак в беде не плачет. - Казак сам голодает, а конь его сыт. - Терпи казак - атаманом будешь. - Казаку честь-родину беречь. - Казачьему роду-нет переводу. - Где казак - там и слава. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. Кто из вас знает, как называли жену казака? (Казачка) Чем же она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) Казачка готовила еду для своего мужа. Кто из вас знает, в чем готовили еду? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в чугуне, он был тяжелый, каша в нем очень вкусная получалась. (Рассмотреть чугун) Вот перед вами глиняный сосуд, который называется глэчик - в нем хранили молоко (Рассмотреть глэчик). Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто, а посуда, в которой замешивают тесто называлась макитра - это горшочек из глины (Рассмотреть макитру). Воспитатель: *Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, о чем они? Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. *Зимой много ест, Летом много спит, Тело тёплое, крови нет. Сесть на неё сядешь, А не везёт. Внутри огонь горит, Из трубы дым валит, Кашу варит, блины жарит. (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. (Рассмотреть колыбель подвешенную к протолку). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Колыбель была покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (ответы детей) Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня узнали, как жили казаки, и был устроен их быт много лет тому назад, узнали много новых слов. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Кубань - это наш родной край и мы должны знать его историю.

Публикации по теме:

«Я и мама». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Я и мама». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Задачи:Продолжать знакомство с портретом.

«Волшебница зима». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Волшебница зима». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. Цель:Уточнять и закреплять знания детей о характерных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности ФЭМП в подготовительной группе .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике. Подготовила:Гудкова О. В. Тема занятия: «Путешествие в сказку»(по сюжету.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимушка-зима» Педагогический замысел: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Образовательные области: 1. Познавательное развитие. -Расширять.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группеКонспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в подготовительной группе Цель: - продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Задачи: - учить.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Фигуристка»Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Фигуристка» Цель: - рисование человека в движении. Задачи: - продолжать учить рисовать человека в движении, - закреплять умение при рисовании наброска.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей» Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Задачи: закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”;.

Конспект образовательной деятельности «Заповедник Красноярские Столбы» (в подготовительной группе)Конспект образовательной деятельности «Заповедник Красноярские Столбы» (в подготовительной группе) Интеграция областей: познание, художественное творчество Задачи: • Познакомить детей с заповедными памятниками природы родного края;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Казачья хата — дом моих предков»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 22:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Казачья хата — дом моих предков»» (включая файлы) размещена пользователем гузь галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД