Екатерина Сидорова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей гражданско-патриотические основы.
Задачи:
• обобщать и систематизировать знания детей о России;
• расширять представления детей о регионах России;
• прививать уважительное отношение к государственным символам;
• закрепить названия крупных российских городов ;
• названия народных промыслов;
• побуждать уважительно, относиться к культуре, традициям и обычаям народов России
• развивать мышление, связную речь в процессе НОД;
• воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• формировать умение работать с технологической картой при проведении опыта;
• воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей,
• внимательно слушать задание, воспринимать его и действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
Предварительная работа:
- проведение среднесрочного педагогического проекта «Наша Родина -Россия»;
- работа с картой России;
- просмотр фрагментов мультфильмов серии «Гора самоцветов»
- чтение русских народных сказок
- изучение народных промыслов России
Словарная работа: экскурсовод, виртуальная экскурсия, национальные блюда,
Материалы: видео презентация с использованием фильма «Мульт Россия»; изображения герба и флага, настольно-печатные игры «Сложи герб и флаг», матрешка, форма для хлеба, хлеб ржаной буханка, весы, нож, доска, набор для проведения опыта «Почему нельзя есть снег», схема опыта, расписные хохломские ложки, раскраски, соленое тесто для лепки, набор для лепки, горшочек глиняный.
Ход занятия.
Дети проходят в зал, здороваются с гостями.
В. : Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию. А кто может сказать что такое экскурсия? (Ответы детей).
Экскурсия — это посещение чего-либо. И отправимся мы сегодня на экскурсию по нашей Родине! А путешествовать мы будем виртуально с помощью мульти-проекта «Мы живем в России». Нашим экскурсоводом сегодня будет медведь-краевед. И хочется сказать, что этот персонаж выбран совсем не случайно, он является символом нашей Родины. А какие еще символы вы знаете?
Ответы детей : (Красная площадь, медведь, ромашка, березка, матрешка, балалайка)
В. : Отправляемся! Занимайте места перед экраном.
Первый мультфильм о России.
В. : Дети, а вы знаете что есть такой обычай привозить из путешествия разные сувениры? Так вот сегодня мы не будем нарушать этот обычай, и медведь дарит нам настольную игру. Кто прочитает как она называется? («Собери государственные символы России»). А какие государственные символы России вы знаете? (Гимн, флаг, герб). Поиграем? Разделитесь на 2команды и сложите правильно свои картинки.
Дети собирают изображения затем воспитатель подводит итог, спрашивает у детей значения цветов на флаге, что изображено на гербе.
В. : Медведь –краевед нас заждался. Давайте отправимся по нашей необъятной стране.
Второй мультфильм о Москве.
В. : На память о столице нашей Родины мишка дарит нам (воспитатель достает из сундучка) матрешку.
Рассказ педагога.
ИСТОРИЯ КУКЛЫ Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше). Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет. ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ? В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи. ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ? Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена. Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой. ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году. Русские мастера сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. ПЕРВАЯ МАТРЕШКА. Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова. Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.
Третий мультфильм о Санкт-Петербурге.
В. : Ребята, из Санкт- Петербурга мы привезем старинный предмет. Как вы думаете, что это? (форма для хлеба). Сегодня мы вспомним о блокаде Ленинграда. Как вы помните, недавно, 27 января, был день памяти снятия блокады Ленинграда.
***Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили. В осаждённом городе на тот момент оставалось около трёх миллионов жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.
Голод
С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба. При этом нужно понимать, что под “хлебом” в этом случае понимался небольшой кусок клейкой массы, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. К тому же, за этим маленьким кусочком надо было ещё отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая, отказывались в мирное время.
Жителю блокадного Ленинграда выдавали - 125 грамм хлеба. Посмотрите вот это и есть 125 гр дневная норма. И всё, больше ничего - только вода. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Сегодня мы с вами отмерим 125 грамм и представим как сложно было людям выжить. И задумаемся о нашем отношении к хлебу!
Педагог отрезает от буханки ржаного хлеба кусок 125 гр и взвешивает его на весах.
Четвертый мультфильм о Новосибирске.
В. : Ребята, посмотрите, что предлагает нам наш хитрый экскурсовод! (Воспитатель достает мини- лабораторию и читает схему опыта).
Дети, совместно с воспитателем проводят опыт «Почему нельзя есть снег?»
Пятый мультфильм о Нижегородской области.
В. : Дети, веселый медведь дарит нам расписные…ложки!
А как вы думаете какая роспись применялась для росписи этих ложек? (хохлома, правильно ведь хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. А здесь еще и раскраски для нас! А какие краски вы будете использовать при росписи ваших рисунков? (ответы детей).
Шестой мультфильм о Краснодарском крае.
В. : Ребята, посмотрите, какой загадочный подарок приготовил нам наш друг! Он нам горшочек передал! А что же в том горшочке? Тесто! Вы слушали рассказ медведя и узнали, что краснодарский край щедрый и хлебосольный. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете? (ответы детей). А на Кубани тоже есть национальные блюда: а как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Ведь вареников надо много! Проводится конкурс "Варенички". Определяется команда, налепившая большее количество вареников, за определенное время.
Во время конкурса прослушивается музыкальная запись песни "Варенички" в исполнении Кубанского казачьего хора.
В. : А знаете, что, давайте- ка наш горшок с варениками в печку отнесем! И в конце занятия заберем его в группу.
Дети садятся на стульчики, перед ними карта России.
В. : Сегодня мы с вами познакомились с маленькой частью нашей необъятной страны России. И вам предстоит еще многое узнать и увидеть! А может кто-то уже успел побывать в других городах? (ответы детей).
Наша экскурсия подходит к концу. Скажите, что вам запомнилось больше всего?
Давайте заберем наши подарки в группу. Ой, а, у нас в печке вареники остались!
Воспитатель приносит из печки в горшочке настоящие теплые вареники.
В. : А зато, что вы хорошо вели себя, правильно отвечали, хочу подарить вам интересную игру «Путешествие».