Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы «Вологодское кружево» в старшей группе (1 фото)

Юлия Мисюрова
Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы «Вологодское кружево» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад № 27»

Мисюрова Юлия Анатольевна, воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 27»,

высшая квалификационная категория

г. Сокол

2020 г.

Цель: знакомство с народным промыслом Вологодской области – кружевоплетением.

Задачи:

1. Познакомить детей с народным творчеством Вологодчины, созданием изделий вологодских кружевниц.

Публикация «Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы „Вологодское кружево“ в старшей группе» размещена в разделах

2. Дать знания о необходимом оборудовании для создания кружева, различных элементах узора кружева.

3. Обогащать словарь новыми словами кутуз, коклюшки, сколок, паутинка, решетка, вилюшка, зубцы; активизировать словарь: вологодское, кружевница.

4. Учить новой технике изодеятельности – рисование манной крупой (составление узора на круге).

5. Развивать творческую фантазию, самостоятельность.

6. Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: знакомство с русскими традициями и обычаями, чтение русских народных сказок, знакомство с достопримечательностями и промыслами Вологодской области, беседы о русском быте.

Материалы и оборудование: дидактическая кукла, набор одежды, связанный крючком, оборудование для кружевоплетения, кружево. Клей ПВА, манная крупа, круглые тонированные листы бумаги для рисования.

Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы «Вологодское кружево» в старшей группе

Ход ОД:

Воспитатель:

Добрый день и добрый час.

Я очень рада видеть вас.

Здравствуйте, ребята.

Ребята, вы любите ходить в гости? (ответы детей)

Я сегодня хочу пригласить вас в гости, а вот к кому, угадайте вы сами.

Расскажу ей сказку, она закроет глазки,

Поиграем – будет спать.

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка: утром дочка, днем подружка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправимся в гости к кукле. А кто помнит, как ее зовут? (ответы детей).

Посмотрите, сегодня наша Маша встречает нас не у себя дома, а в другом месте. Как вы думаете, куда мы с вами пришли? (ответы детей)

Воспитатель: И место необычное и предметы необычные. Это самая настоящая мастерская рукодельницы. Что необычное вы видите? Как думаете, чем занимается Маша? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно плетет кружево, а по-другому можно сказать – занимается кружевоплетением.

Воспитатель: Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите сколько кружевных изделий в мастерской у кружевницы. Как называется это кружево? (Вологодское)

Почему оно так называется? (Плетут в городе Вологда)

Обратите внимание на стойку с одеждой, какие красивые здесь у Маши изделия, они выполнены в другой технике. Кто знает, как получилась такая красивая одежда? Все эти изделия связаны из ниток, крючком. Посмотрите, они одинаковые или разные? Чем похожи и чем отличаются? Ребята, что ещё можно связать крючком? (салфетки, платки, шали, одежду, шапки, береты, кофточки, и. т. д.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое белое, красивое у Маши? (Кружево, кружевной воротник) Ребята, а вы знаете, она сплела его сама, а научила ее это делать бабушка. Кто-нибудь знает из вас, как называют мастериц, которые плетут кружева? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мастериц, которые плетут кружево, называют кружевницы. Уже много столетий плетут кружево у нас на Вологодчине. Может быть, кто-то из вас знает, для чего кружева плели в старину? Откуда появилось такое название? (ответы детей)

Воспитатель: Раньше, одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились, узор кружится, оттого и появилось такое название кружево. Очень много женщин плели кружева. И богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные белыми. Вологодские кружева всегда ценились и ценятся до сих пор у нас в России и даже за границей. Сегодня его можно встретить в музеях, на выставках народного творчества. Кружевницы – мастерицы начинали заниматься плетением с ранних лет. Научиться плести кружево очень трудно. Кружево – удивительное творение человеческой фантазии. На нем можно увидеть непрерывные линии, необычные цветы, завитки, листочки, цветы, зверей. Посмотрите внимательно на одежду Маши и определите вещи, которые связаны крючком (кофточка, а какие кружевные (юбка) (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, вам нравится белый цвет? Каким он вам кажется, холодным или теплым? Радостным или грустным? Праздничным или повседневным? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, правильно ощутили этот цвет. А что в природе еще бывает белым? (ответы детей). Все, что сотворила природа, все это надо беречь и сохранять. Белый цвет это цвет чистоты, добра, света. Поэтому кружевницы стараются делать кружево белым. И Маша связала и сплела себе наряд тоже в белом цвете.

Пока Маша занята делом и плетет новое кружевное изделие, я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»

Воспитатель: А как вы думаете, можно сплести кружево без специального оборудования? Или что-то необходимо? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Оборудования для кружевоплетения должно быть специальным.

Посмотрите, Маша сидит на стуле, а перед ней стоит деревянная подставка, на которую кладут специальную подушку валик, туго набитый соломой или сеном – это кутуз, коклюшки-палочки, точенные из дерева. На их концы наматываются нити для плетения. А на саму подушку прикрепляется с помощью иголок сколок. Кто-нибудь знает, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Сколок – это узор кружева, переведенный на бумагу. Узоры могут быть разными, сложными и простыми. Но кружева, независимо от узоров получаются нежные, воздушные, легкие, как паутинка. Нитки для плетения используют льняные или хлопковые. Склоняет девица над работой голову, появляется из под её рук сложный и тонкий узор. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибешься, перепутаешь нитки, придется начинать работу снова. Перекладывает кружевница коклюшки из руки в руку, перевивает нити в тонкие косички, закрепляет их булавками по контуру узора. Если сплести косички друг с другом, получается плотная тесьма. Сплетет мастерица часть тесьмы, выложит ее по узору, затем соединит отдельные части паутинной сеткой. Сетка бывает разная – на воротничке прямая, на салфетке паутинка, на шали решетка (показ элементов на изделиях). Кружево стелется тоньше паутины. Элементы кружева называются по-разному. Вот этот элемент называется «вилюшка» (показ на изделии). Как вы думаете, почему его так назвали? (полоска виляет) А что называется «паучком»? (дети ищут на изделии). А что на кружеве выполнено элементами «зубцы»? (поиск элемента на изделии).

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем. Попробуем сплести свой фантастический кружевной узор плавными и красивыми движениями.

Вологда завьюжена белыми снегами.

Вьюга стелет кружево прямо под ногами

Рассыпают искорки северные краски.

Снежные присказки, кружевные сказки.

Вот какую красивую сказку кружевную мы придумали.

(Физминутка под музыку «Времена года» и стихотворение дети выполняют движения.)

Воспитатель: Ребята, Маша плетет свое кружево, а мы с вами давайте сплетем свое. Давайте тоже покажем, что мы тоже можем быть мастерами и мастерицами. Но как нам это сделать? (ответы детей)

Ребята, я предлагаю вам создать кружево с помощью клея и манной крупы. Мы будем им наносить узор на салфетки, создавать свое кружево. Узор должен быть симметричным, линии тонкие. После нанесения линий, узоров, нужно посыпать рисунок манной крупой. Засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой. После этого лишнюю крупу стряхнуть. Наша задача сплести свое неповторимое кружево. Я предлагаю вам поработать в парах: один будет наносить узор с помощью клея, а второй засыпать манной крупой, но вы можете договориться как-то по-другому, главное, чтобы в итоге получился красивый кружевной узор. (Показ способа изображения, с называнием основных элементов)

Самостоятельная работа детей под музыку (При необходимости воспитатель помогает детям).

Выставка детских работ, обсуждение.

Воспитатель: Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Нет одинаковых кружев. В них слышится дыхание природы, то, что людям надо беречь, не зря же говорят, что, красота в природе не рождается, а руками сотворяется.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Маше свои кружевные салфетки, пусть она покажет их своим подружкам. А они ими полюбуются и по вашим работам создадут новые узоры кружев.

Вот и пришло время прощаться с Машей, ей нужно доделать работу, а нам пора в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня в гостях у кружевницы? Что нового вы узнали? Как мы с вами можем применять полученные знания? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Конспект дидактической игры в группе раннего развития «Угощение для куклы Кати»Конспект дидактической игры в группе раннего развития «Угощение для куклы Кати» Конспект дидактической игры «Угощение для куклы Кати» Цель: совершенствовать умение правильно держать нож и приемы разрезания (любым удобным.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Белка» в старшей группеКонспект образовательной деятельности по рисованию «Белка» в старшей группе Программное содержание: 1. Закреплять и расширять знания детей о белке (внешний вид, питание, особенности поведения к изменениям среды.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в старшей группеКонспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в старшей группе Программное содержание: 1. Учить передавать характерные признаки фигуры лыжника (поза, костюм, атрибуты). 2. Закрепить знания детей.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Солдат» в старшей группеКонспект образовательной деятельности по рисованию «Солдат» в старшей группе Программное содержание: 1. Учить детей создавать в рисунке образ солдата. 2. Учить передавать характерные особенности костюма солдата.

Конспект образовательной деятельности «С приветом из каменного века» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект образовательной деятельности «С приветом из каменного века» с использованием ИКТ в подготовительной группе Интеграция областей: познание, коммуникация Задачи:• Создать условия для развития познавательного интереса к родному краю, городу, его историческим.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы «Вологодское кружево» в старшей группе
Опубликовано: 1 июня 2020 в 18:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности с использованием дидактической куклы «Вологодское кружево» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мисюрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД