Светлана Пархоменко
Конспект НОД по познавательному развитию старших дошкольников «Земля — живая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь, имеются все условия: вода, воздух, тепло);
• сформировать представление о Земле как об общем доме для всех, который надо любить, беречь.
Материал и оборудование: карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением разных природных зон. Маски – шапочки слона, бурого и белого медведя, волка, белки, черепахи, верблюда, пингвина.
Ход НОД
Колокольчик возвещает о начале занятия.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
«Ну-ка, кто из вас ответит:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию старших дошкольников „Земля — живая планета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет.»
«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит.»
О чем эти загадки? Правильно, о Солнце.
Что такое Солнце? (звезда; огромный горячий шар; посылаем во все стороны тепло и свет). Что это такое? (карта Солнечной системы) Что вы видите на ней? (солнце. А вокруг планеты).
Какие планеты вы знаете? Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Та, что ближе планета к Солнцу, Меркурий) тем тепла попадает на нее.
Так где же жарче: на Меркурии? Венере? Земле? Почему?
На какой планете мы с вами живем?
На какой из планеты Солнечной системы есть жизнь? Почему на земле есть жизнь? (На земле есть воздух, вода, тепло) Правильно, только на Земле есть условия, необходимые длят жизни растений, животных и человека. Что такое глобус? (Модель Земли) Посмотрите на него и скажите, чем занята большая часть Земли? (Водой). Почему суша на глобусе обозначена разным цветом: желтым, зеленым, коричневым? (на Земле есть равнины, пустыни, леса, горы) Наша Земля действительно очень красива. Об этом говорят космонавты, которые видели ее в иллюминаторах космических кораблей. Земля-это голубой шар. Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (показ) сверкают отражением солнечного света. Из космоса видны и горы, и зеленые леса и песчаные пустыни. На Земле есть все условия для жизни: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух, пресная вода, свет. (Далее воспитатель, задавая вопросы, показывает на глобусе природные зоны). Кто обитает в морях, океанах? (Киты, акулы, дельфины, рыбы) Каких животных можно встретить в лесах России? (лису, волка, зайца, медведя). Кто живет в тропических лесах? (обезьяны, слоны, тигры). Кто обитает на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи) А кто на Южном полюсе? (Пингвины)
Послушайте стихотворение В. Орлова
«Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки и горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты;
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье,
Потому что на планете
Все твое и все моё :
И пушистые снежинки
И река и облака,
И травинки и тропинки,
И вода из родника.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце
Заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем.
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель. Нам принесли телеграмму. Давайте ее прочитаем. «Дорогие дети! На нашу планету Земля с планеты Марс прилетело неизвестное существо. Оно хочет посетить наш детский сад. На Марсе очень холодно, на Марсе нет воды и воздуха. Жить невозможно. Вот почему марсианин решил переселиться на другую планету. Он просит вас помочь найти планету, на которой он смог бы жить. Давайте встретим марсианина и расскажем ему о нашей Земле. Согласны? (ДА) Надевайте маски-шапочки и располагайтесь так, чтобы животное, которое каждый из вас будет изображать, находилось на условном месте его обитания. ( Располагаю детей по широкому кругу: на противоположных местах (полюса) – белые медведи и пингвины, в середине (океан) - морские обитатели, по разным краям круга – жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все эти экологические точки Земли обозначены картинками, вокруг которых находится дети-животные. А мы пойдем встречать гостя. В группе появляется марсианин
Марсианин: Здравствуйте! Я прилетел с Марса. На этой планете жить не возможно, поэтому я и хочу поселиться на другой планете. Уже был на Венере и Меркурии, но там такая жара, что я чуть не сгорел. Вот и решил посетить Землю. На ней условия жизни подходящие. Но где же мне лучше остановится?
Воспитатель: Не волнуйся, сейчас мы сядем на вертолет и облетим нашу Землю. Она замечательная, такая разная и очень красивая! Поговорим с ее обитателями и выясним, кто как живет, а затем ты сам выберешь себе место для жизни. Пилот займи свое место! Мы прибыли на Северный полюс – в Артику. Здесь живут белые медведи. Давайте выйдем из вертолета и посмотрим на них.
Белый медведь: Я белый медведь. Живу на севере, в Северном Ледовитом океане. Здесь холодно, но у меня густая шерсть, даже подошвы покрыты ее. Летом мы, белые медведи, охотимся за рыбой и тюленями, зимой, в долгую полярную ночь, спим в берлогах из снега.
Воспитатель: Спасибо тебе, медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора в путь! Пролетаем над океаном, где обитает много китов, акул, рыбы. Смотрите – кит. Давайте его послушаем (включаю кассету «Звуки моря»)
Кит: Я синий кит - самое большое животное на земле. Живу я в просторах океана. Здесь рождаются мои дети, которых я вскармливаю молоком. Плаваю я легко и быстро, как рабы. Питаюсь всякой морской мелочью: рачками, рыбой. Рот у меня огромный, я одним разом заглатываю много воды. Все что в ней находится, съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю.
Воспитатель: Спасибо тебе кит, но нам пора в путь. Приземляемся в лесу. Здесь живут разные лесные обитатели.
Бурый медведь: Я бурый медведь. Живу в лесу, питаюсь ягодами, кореньями, медом, ловлю в реке рыбу. Но это все весной и летом, а зимой я сплю в берлоге, которую обычно устраиваю под поваленным деревом.
Белка: Я белка. У меня цепкие лапы, пушистый хвост, на ушах –кисточки. Зимой я серая, а летом рыжая. Питаюсь грибами и орехами, ягодами и шишками. На зиму делаю запасы, так как зимой не сплю и веду активный образ жизни. Дом устраиваю в дупле или плету из веток.
Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ! Нам пора пролетаем над пустыней. В ней очень жарко, засушливо – жить не просто. Растений мало причем все они колючие, животных тоже мало - верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке!
Верблюд: Я верблюд. Живу в пустыне. На животе и ногах у меня мозолистые уплотнения, чтобы не получить ожогов от горячего песка. У меня густые ресницы, которые защищают глаза от песка и пыли. Есть горб, там запасы жиры, которые помогают мне долго обходится без воды и пищи. Я перевожу грузы по пустыни. Питаюсь колючками, горькой полынью. Я очень вынослив.
Воспитатель: Спасибо вам, обитатели пустыни, но мы спешим. Сейчас мы полетим в тропические леса. Давайте совершим посадку там, где живут слоны.
Слон: Я слон. Живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти. Мы, слоны, передвигаемся по тропической чаще, шерсть бы нам мешала. На ногах у нас маленькие копытца, есть хобот – удлиненный нос. Хобот может вытягиваться, сжиматься, извиваться. С его помощью можно поднимать предметы, даже самые мелкие. Хобот помогает во время купания: я набираю им воду и обливаюсь. Хоботом я улавливаю все возможные запахи. Питаюсь травами, ветками, корнями. Я сильное животное.
Воспитатель: Нам очень понравилось у тебя, слон. Но мы должны двигаться дальше. Занимайте места на вертолете! Сейчас мы с вами пролетаем над Южным полюсом. На Северном и Южном полюсах люди постоянно не живут, здесь очень холодно, нет растений. Они лишь ненадолго приезжают сюда для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде. Здесь холодно.
Пингвин: Я пингвин. Живу в Антарктиде. Питаюсь рыбой и моллюсками. Хорошо плаваю, но не умею летать. Я могу жить только возле моря, так как я там добываю пищу. На сущее мы, пингвины, откладываем яйца и выводим птенцов. Лапы служат нам рулем управления при ныряния и плавании. На сущее мы вынуждены держать туловище вертикально, чтобы сохранять равновесие. Вот поэтому мы кажемся неуклюжими.
Воспитатель: Спасибо за рассказ, милый пингвин! Но нам пора. Вот мы с вами и побывали во всех уголках нашей планеты : в пустыне, в лесу, на Северном и Южном полюсах, в джунглях, океане. Мы узнали, что люди живут на суше, но не везде, а только там, где есть пресная вода. Таких условий нет ни на какой другой планете Солнечной системы. Пока мы летим, ты марсианин, думай, куда бы ты хотел переселиться?
Марсианин: Я убедился: Земля очень красивая и разнообразная. Но мне больше подойдет лес, там много растительности и разных животных. Там мне лучше всего. А вас, дети, задание: нарисуйте на память о нашем путешествии картинки на тему «Земля – живая планета».