Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по экологии «Синичкин день»

Татьяна Орлова
Конспект образовательной деятельности по экологии «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

образовательной деятельности

по экологии

«Синичкин день»

в старшей группе «Васильки»

Цель: Знакомство с русскими народными праздниками. Дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные :

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии „Синичкин день“» размещена в разделах

2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.

3. Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Интеграция образовательных областей : познание (формирование целостной картины мира, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: кормушки, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, пазлы «Птицы», блюдца с семечками, салом, ягодами рябины, хлебными крошками, иллюстрация «У кормушки»

Предварительная работа: поездка на Куршскую косу. станция кольцевания птиц «Фрингилла»,чтение художественной литературы по тематике; заучивания пословиц и поговорок; изготовление кормушек с детьми и родителями.

Звучит запись «Пение птиц в лесу»

Пение смолкает.

Воспитатель:

- Почему смолкло пение птиц? Что случилось?

Дети: наступила осень, много птиц улетело в теплые края, птицы готовятся к зиме и к отлету.

Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)

Птицы зимой не спят. Часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей) .

Как называются птицы, которые остались на зиму?

А птиц, которые улетели на юг?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц разместилось на ветке. (ветка из бумаги с прикрепленными птицами) Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Дидактическая игра «Одинаковые, но разные».

Воспитатель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.

- А давайте тоже станем птицами ненадолго.

Физминутка: «Птичка – невеличка»

Птичка невеличка по небу летала.

Села на окошко, крошек поклевала

Встрепенулась птичка, выпрямила спинку

Песенку запела, в домик полетела. (движения по алгоритму стихотворения)

Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой, мы сейчас узнаем.

Загадка.

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

В народе говорили :

«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

«Синичка – воробью сестричка».

«Хвалилась синица хвостом море зажечь».

«Невелика синица, голосок востёр».

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода. (показ иллюстрации «У кормушки»)

стихи о птицах

Ребенок :

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру «Прилетели птицы».

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно похлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы,мухи и стрижи.

Дети хлопают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи - это кто?

Дети: Мухи -это насекомые.

Воспитатель: прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Воспитатель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своими друзьями. А с какими, вы узнаете из игры. Дидактическая игра «Собери птицу» (разрезные пазлы)

Воспитатель: молодцы ребята, птичкам так понравилось, как вы узнаёте птиц и они предлагают спеть с ними. Хотите?

Проводится игра “Птичий концерт”

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

Воспитатель: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить пообедать.

Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами на каждой кормушке – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какая птица зимой питается ягодами рябины?

Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;

• Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Рефлексия:

- Каких птиц мы встретили в лесу? Какой корм будет полезен птицам зимой? Мы с вами, чем будем помогать зимующим птицам?

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «День Победы» Задачи: Формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах людей; Способствовать расширению социальных представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «День защитника Отечества!»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «День защитника Отечества!» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «День защитника Отечества!» Цель: создать у детей радостное настроение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Цель. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по экологии «Синичкин день»
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 16:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии «Синичкин день»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Орлова (УИ 1691849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД