Кристина Железова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [з] и [з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
Задачи:
Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [з] и [з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитательные: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.
Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Ход заняти
я: [/b]
Эмоциональный настрой:
«Доброе утро, глазки»
Доброе утро, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки.)
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Поглаживают ушки.)
Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Поглаживают щечки.)
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Поглаживают ручки.)
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Поглаживают ножки.)
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются.)
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…
Дыхательная гимнастика «Ветер».
И. п. : сидя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. (Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.)
Воспитатель: Что происходит с насекомыми осенью?
Дети: Засыпают.
Воспитатель: Послушайте, кто-то за дверью шумит?
Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З
Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке – Пчелка
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Пчелкой. Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?
Пчелка отвечает, что сегодня у его братика день рождения и он не знает, что ему подарить
Воспитатель: Давайте поможем Пчёлке найти подарок для братика?
Отправляемся на поиск подарка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
Упражнения:
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке)
Вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика.
Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).
Воспитатель: Посмотрите, кто перегородил нам дорогу?
Дети: Коза.
Воспитатель: Давайте с ней поиграем
«Чистоговорка»
За - за - за - гулять идёт коза
За - за -за - прилетела стрекоза
За - за - за - начинается гроза
Зы -зы - зы - стояли две берёзы
Зо -зо - зо - птицы строили гнездо
Зу - зу - зу - не дразните козу
(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)
Дети находят дудочку
Воспитатель: Как вы думаете ребята, а песню можно подарить на день рождения? А вы помните, какую песню пел Пчёлка, когда пришёл к нам в гости?
Слышите, какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже спеть пчелиную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей. Путем индивидуального исполнения пчелиной песни (3 – 4 ответа) выбирается лучший певец – пчела – солист.
Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Игра «Громко – тихо»
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру. Одна группа ребяток изображает пчёлок, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отганяют их. Затем поменяемся ролями.
Игра малой подвижности «Пчёлки»
Воспитатель: Сначала пчёлками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь пчелиную песенку.
(Дети играют.)
А теперь мы попали с вами в магазин «Игрушек»
Воспитатель: Здесь очень много игрушек. Но нам нужно выбрать для подарка братику Пчёлки только те, в которых есть звук З или ЗЬ, я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з или зь, хлопните в ладоши.
(камаз, корзинка, зонт, избушка, тазик, динозавр….)
Дети выбирают предметы, в которых есть звук З или Зь
Воспитатель: Пчёлке понравилось у нас, но ему пора поздравить братика. Давайте попрощаемся с ним.
В заключение воспитатель читает четверостишие:
Заря – заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понаблюдайте будет ли сегодня вечерняя заря – заряница.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогали?
- Чем мы помогли Пчёлке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вам было сделать сложнее всего?
- А с каким звуком мы познакомились?
- Вы сегодня молодцы!