Татьяна Жебрик
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интеллектуальной карты.
Воспитатель:
Жебрик Т. С.
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
продолжать воспитывать умение взаимодействовать с воспитателем и со сверстниками;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
уточнить представление о причинах отлёта птиц;
закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности;
уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах Калининградской области (сороки, снегири, синицы, клесты, дятлы, совы, вороны, голуби).
Продолжать развивать :
любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
основные психические процессы (внимание, память, образное мышление); визуальные (зрительные, кинестетические (чувственные);
связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Оборудование:
Для воспитателя: схема интеллектуальной карты, заготовки для интеллектуальной карты на скотче; аудиозапись; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповника, семенами, семечками подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Вороны в конверте.
Для детей: подносы с разрезными картинками с изображением зимующих птиц (по количеству детей). На столе: кормушка из картона и тарелки с кормом.
Ход ОД:
Воспитатель находит перо и конверт.
Воспитатель: Ребята, а что это у нас тут? ( дети отвечают: «перо»). И вправду перо! А кто ж его мог оставить? (птица). Птица? Ну ка давайте присядем на стулья…А почему вы думаете, что это именно птица, а не кошка, или мышь? (у птиц есть перья). А что ещё есть у птиц, чем они отличаются от животных? (клюв, крылья, две лапы).
А как вы думаете, почему птица к нам залетела?
Дети: на улице холодно. Хотела погреться…Искала еду.
Воспитатель: да ребята! На улице очень холодно…и не все птицы могут переносить морозы. А как вы думаете, почему одним птицам проще переносить мороз, а другим невозможно? Что делают те птицы, которым сложно пережить зиму?
Дети: улетают в теплые края!
Воспитатель: Правильно! Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, птицы, которые улетают в теплые края называются перелетные.
Воспитатель: Некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети: Птицы, которые остаются зимовать называются Зимующие.
Воспитатель: Ребята, на столе у нас лежит карта, в которой мы будем отмечать всё то, что мы узнаём о птицах. Давайте подойдём к нашей карте и отметим на ней перелётных птиц.
Воспитатель с детьми подходят к интеллект карте. Сначала воспитатель с детьми рассматривает интеллект карту, затем воспитатель предлагает выбрать из представленных птиц тех, кто относится к перелётным и разместить их на интеллект карте. Воспитатель с помощью детей проговаривает несколько слов о каждой птице.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте присядем на стульчики.
Ребята, кроме пера мы нашли ещё и какой-то конверт! Что это может быть? А кто нам мог его оставить?
Дети: Нам его оставила птица.
Воспитатель: Молодцы! А вот что это за птица, мы узнаем, когда откроем конверт. Давайте скорее посмотрим!
Воспитатель открывает большой конверт с адресом «Детский сад «ПЧЁЛКА», детям старшей группы».
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! Пишет ВАМ ваша гостья, ВОРОНА! Предлагаю ВАМ, выполнить интересные задания, благодаря которым, ВЫ узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – узнаете, как помочь нам перезимовать!
Воспитатель: Ребята, готовы выполнить задания Вороны?
Ребята: Готовы!
Воспитатель зачитывает первое задание Вороны.
Дети садятся за столы и выполняют первое задание Вороны:
Д/игра «Сложи птицу!»
На столах лежат разрезные картинки с изображением птицы, из которых дети собирают птицу.
Воспитатель: Какую птицу вы сложили?
Дети: «Я сложил…»каждый называет свою птицу, все птицы являются зимующими.
Воспитатель: Посмотрите на птиц, которых мы собрали? Все эти птицы…какие?. ЗИМУЮЩИЕ
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подойдё м к нашей карте и посмотрим: где на ней должны находиться ЗИМУЮЩИЕ птицы? Почему? (обсудили, но не прикрепляем)
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте присядем на наши места.
Ребята, молодцы! С первым заданием Вороны вы справились! Ваши пальчики хорошо потрудились! Давайте ка их разомнём и приступим к следующему заданию Вороны!
Затем проводится пальчиковая гимнастика «Птички»
К нам синички прилетели, (машут кистями рук, изображая крылья)
На ладошки дружно сели. (показываем ладошки)
Стали семечки клевать И тихонько напевать. (стучат указательными пальчиками по ладошкам.)
Мы погладим нежно птичек (гладим ручки с обеих сторон) И отпустим невеличек. (встряхиваем кистями рук).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что ещё нам приготовила Ворона.
второе задание Вороны:
«Отгадай загадки и расскажи об отгадке!»
Дети отгадывают загадки, а воспитатель выдаёт отгадавшим детям фигурки птиц, соответствующие отгадке.
Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (дятел)
-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться- срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Спят деревья, спит трава, но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей по ночам ловить мышей. (сова)
- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Птичка на большой сосне, нам стрекочет: «Кле-кле-кле!»
Твердый клюв похож на крест, семена из шишек ест. (клёст)
- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.
Эта птичка-невеличка, желтогрудая сестричка
Хоть сама не велика, сало любит и пшеничку! (синица)
Красногрудый, чернокрылый
любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине Он появится опять! (снегирь)
Воспитатель: Где живут эти птицы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как их можно назвать?
Дети: Это лесные птицы.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А каких ещё лесных птиц вы знаете? Молодцы!
Воспитатель раздаёт фигурки птиц детям, у которых ещё нет фигурки.
Воспитатель: Давайте подойдём к нашей карте и дополним ее лесными птицами. Прикрепляем лесных птиц.
Воспитатель с детьми прикрепляют птиц к интеллект карте, проговаривая несколько слов о каждой.
Воспитатель: Ребята, молодцы! И с этим заданием вы справились! Давайте посмотрим следующее задание.
Затем дети выполняют третье задание Вороны: «Превратитесь дети в птиц»
Воспитатель: какое необычное задание! Но мне кажется, я смогу вам помочь! Повторяйте за мной!
Идёт речь с движениями «Вот кормушка-стол для птиц…»
Воспитатель: Прекрасные птицы из вас получились!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие ещё птицы у нас остались не прикреплёнными к карте. Предлагает их рассмотреть.
Воспитатель: Эти птицы зимуют рядом с нами, в городе. Как мы можем их назвать? Городские…помещают их на интеллектуальную карту. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.
- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека, любит лакомиться свежим салом.
- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.
- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.
- Вороны – всеядные птицы.
Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели.
Включается диктофон (переход в 4 строки)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? Правильно, подкармливать птиц.
Давайте вместе подойдё м к столу и посмотрим: чем мы можем покормить птиц, а чем кормить опасно.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает, что находится на столе. Обсуждают чем можно наполнить кормушку, а что давать птицам не стоит.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь давайте поговорим с вами о правилах, которые надо соблюдать при кормлении птиц :
- кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарников; наполняют их каждый день; во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.
Воспитатель: Настало время выполнить последнее задание Вороны: «Не зевай – на вопросы отвечай!».
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашей карте! Она поможет нам правильно ответить на вопросы Вороны.
Вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Таких птиц называют Зимующие.)
- Почему зимой многие птицы из леса прилетают к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест выводит птенцов зимой.)
- Кого называют «доктором лесного царства»? (Доктором лесного царства называют Дятла.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.
Воспитатель: Ребята! Вы молодцы! Справились со всеми заданиями! А теперь давайте скорее пойдем на улицу и повесим нашу кормушку!