Ольга Ярлыкова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией метеоролога»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
(подготовительная группа)
Составила:воспитатель
второй квалификационной категории
Ярлыкова Ольга Павловна
ЦЕЛЬ: дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции. Развивать связную речь, логическое мышление.
Активизировать словарь
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Знакомство с профессией метеоролога“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
фотографии с изображением представителей разных профессий, оборудования метеостанции ДОУ,
дневники наблюдений за погодой,
шапочка – тучка – маска,
карточки с условными обозначениями природных явлений (день, ночь, солнце, туча, ветер, снег дождь, град) и со словами погода, утро, день, вечер, небо,
смайлики с изображением солнца, тучи – по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что помощник воспитателя, собираясь выйти на улицу, берёт зонт, ведь дождя на улице нет. Помощник воспитателя отвечает, что утром слушала прогноз погоды – обещали дождь. Затем уходит.
Воспитатель: Ребята, а вы собираясь на в детский сад, спрашиваете у родителей. какая сегодня будет погода? Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды? Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды (ответы детей)
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
Давайте узнаем прогноз погоды.
Диктор: Сегодня на территории Москвы утром солнечно, местами дождь, к вечеру прояснение. В Иркутской области ночью небольшой снег, днём солнечно, в Бохане днём без осадков, к вечеру небольшое усиление ветра.
Воспитатель: Повторите слова диктора, которые вы запомнили.
Дети выполняют задание, воспитатель обобщает их высказывания.
Воспитатель: Диктор рассказал о том, какая погода будет на территории разных областей России. Мы узнали, где будет ясно, где облачно, где пойдёт снег, где дождь, где будет дуть сильный ветер. В прогнозе погоды говорилось о том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью.
Как ещё можно узнать о погоде?
Дети: Прогноз погоды можно прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне.
Воспитатель: Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории огромной страны и в маленьком городе, и в посёлке, как наш Бохан.
Послушайте, какое стихотворение написано о людях этой профессии :
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя иль града.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара!»
как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Дети: Чтобы не простудится, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям : для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
(Выставить фотографии с изображением разных профессий.)
Воспитатель: Как состояние погоды может отразиться на их работе?
Дети высказывают предположения. При необходимости воспитатель уточняет их ответы.
Воспитатель: Как же метеорологам удаётся предсказать погоду?
Ответы детей.
Воспитатель: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность.
Вы не раз бывали на метеостанции, которая находится на территории нашего детского сада. Какое оборудование там есть?
Ответы детей.
Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.
Флюгер – показывает направление ветра,
Осадкомер – показывает количество выпавших осадков,
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Воспитатель: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений.
Ответы детей.
Воспитатель: Составьте словосочетания, используя условные обозначения различных явлений погоды.
Выставить на полотне карточки со словами и условными значками.
Дети составляют словосочетания:
погода – солнечная, утро – туманное, вечер – дождливый, небо – облачное, день ветреный и т. д.
Дети: Солнце, хорошо, можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в лёгкой одежде. Солнце даёт свет. Благодаря солнцу, растёт всё живое. На солнце можно загорать.
Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнцепёке очень жарко, можно получить солнечный удар. Это плохо.
Облака – это хорошо. Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень, облака приносят дождь.
Плохо: облака закрывают солнце и небо становится пасмурным, у людей портиться настроение.
Дождь – хорошо. После дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно слушать музыку дождя.
Плохо: дождь – это плохо. После дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно. Если попасть под дождь, то можно заболеть.
Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо и плохо»
(Размещаю на полотне пиктограммы «хорошо» и «плохо», поочерёдно выставляю под ними условные обозначения погодных явлений и предлагаю детям рассказать, в каком случае то или иное погодное явление – это хорошо, а какое – плохо).
Дети отвечают.
Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем.
Проводится игра «Туча и дети».
(С помощью считалки выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча» ходит вдоль условной границы: групповая комната условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)
Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.
Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети (хором) : Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!
(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья).
Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами.
Ответы детей.
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!
А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога и рассказать о погоде?
Ответы детей.
Воспитатель делит учебную доску на 2 части: в верхней части ставит карточку «День», а в нижней «Ночь». Затем размещает на доске несколько карточек с условными обозначениями погодных явлений и составить по ним рассказ.
Воспитатель: Днём в нашем посёлке будет ясная погода. Ветер слабый, осадков не ожидается. Ночью ветер усилиться. Пройдёт дождь с градом.
(Дети- 2-3 ребёнка (по желанию) размещают на доске условные обозначения и составляют рассказ по ним.)
Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чём заключается работа метеоролога? Для чего людям нужно знать состояние погоды?
Ответы детей.
Воспитатель: Если вам понравилось быть метеорологами, разместите на доске смайлики с изображением весёлого солнышка, а если не понравилось – смайлики с изображением тучи.