Ксения Губанова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Программное содержание: формирование представлений об особенностях архитектуры города Тюмени, ее видах, материалах для строительства, знакомство с деревянным зодчеством, резьбой по дереву как традиционным народным промыслом, воспитание уважения к труду других людей и восхищения своими земляками - мастерами, расширение словарного запаса.
2. Интеграция образовательных областей : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Архитектура Тюмени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
3. Предварительная работа: знакомство с атрибутикой города Тюмени, основными современными достопримечательностями, дидактические игры (пазлы "Собери достопримечательность и др., изготовление макета "Проулки по улицам Тюмени", просмотр фильма Валентина Угрюмова "Тюмень. Фильм о городе", просмотр фото с изображением различных видов Тюмени.
4. Материалы и оборудование: у каждого ребенка на груди приклеена эмблема, на эмблемах изображены материалы, - дерево, кирпич, или камень (таким образом дети разделены на три группы, три стола, на них соответственно - маленькие кирпичики, деревянный конструктор - кубики и камешки, на 4-ом столе - различные предметы из дерева (ложка, игрушка - лошадка, игрушечные санки, маленький стульчик, гребешок - расческа). Картинки (или презентация) : памятники архитектуры Тюмени, различные постройки из дерева, необычные современные здания, изображение деревянного дома с отмеченными "частями", дидактическая игра "Собери наличник".
Ход организованной деятельности
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Дети рассматривают, трогают материалы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что общего между всеми этими предметами?
Рассуждения детей.
Воспитатель: конечно, из этих материалов мы можем что-нибудь построить, давайте представим себя в роли строителей и построим домики, как настоящие, только маленькие. Хотите попробовать?
Дети: да!
Воспитатель: тогда для начала нам нужно узнать кое-что о строительстве. Современные дома строят множество машин, подъемные краны, бетономешалки и другая различная техника, но ведь у нас с вами этого нет и мы будем строить дома своими руками, также как наши предки в далеком прошлом. В нашем городе есть старинные дома - памятники архитектуры, возможно, вы видели некоторые из них.
Воспитатель показывает изображения памятников архитектуры Тюмени.
Воспитатель: первый дом построен из кирпича, второй - из камня, а третий - из дерева. Все они находятся в центре Тюмени, так как эта часть старейшая и с нее начинался наш город. Дома были построены в конце XIX - начале XX веков, то есть, им уже более ста лет! Все они являются памятниками архитектуры, а это значит, что их ни в коем случае нельзя сносить и разрушать. Как вы думаете, почему?
Рассуждения детей.
Воспитатель: безусловно, увидев и как следует разглядев старинные дома, а может быть, и побывав в некоторых из них, мы сможем многое узнать о жизни наших предков, полюбоваться необычной красотой домов и восхититься мастерством великих мастеров - строителей.
Сперва в этих домах жили купцы со своими семьями, ну а теперь некоторые из них переданы городу под музеи и другие учреждения, а в других располагаются рестораны.
А теперь давайте приступим к строительству. Каждая команда будет строить из того материала, который изображен на эмблемах.
Дети строят домики из кирпичиков, камешков и деревянных кубиков.
Воспитатель: замечательные у нас получились домики! А как вы думаете, из какого материала наши предки строили больше и чаще? Почему?
Рассуждения детей.
Воспитатель: разумеется, кирпичные и каменные дома очень прочные, не горят, не гниют, но все же, чаще строили из дерева, потому что оно было гораздо доступнее. ведь раньше у нас не было своего завода по производству кирпичей, материалы приходилось привозить издалека, это было трудно и дорого, ведь еще не было ни хороших дорог, ни транспорта. Люди, которые не могли себе позволить кирпич и камень, строили свои дома из дерева, но и эти здания сохранились ничуть не хуже и до сих пор радуют нас своей красотой и изысканностью. Кроме того, дерево очень теплое и легко обрабатывается несложным инструментом. Вообще дерево играло огромную роль в жизни наших предков.
Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором разложены предметы из дерева.
Воспитатель: посмотрите на все эти предметы, что же еще можно делать из дерева?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы! Раньше, когда другие материалы были доступны не для всех, а некоторые - вообще еще не изобрели, из дерева делали посуду, игрушки. средства передвижения, - сани и телеги, мебель и другие предметы быта. А строили из дерева не только дома. Что же еще могли строить?
Ответы детей (бани, церкви, конюшни, амбары.)
Воспитатель: верно. Искусство проектировать и строить здания из дерева называется деревянное зодчество, а мастер, который работает с деревом, - зодчий.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением красивых, цветных и ярких современных домов.
Воспитатель: современные архитекторы могут придумать дома необычной формы, разных цветов, строители могут сделать балконы причудливой формы, выложить яркий узор прямо из кирпичей или цветных плиток, украсить дом с помощью иллюминации. Но ведь людям всегда хотелось. чтобы дом выглядел красиво. Как же люди раньше могли украшать свои дома?
Рассуждения детей.
Воспитатель: изнутри дома, конечно, расписывали масляными красками, но снаружи их не раскрашивали, ведь из-за сильных морозов и частых осадков, краска не смогла бы продержаться долго. Был другой способ украшения.
Воспитатель показывает изображение деревянного дома с резными украшениями.
Воспитатель: искусство обрабатывать дерево, придавать ему правильную форму и вырезать на нем узоры называется резьба по дереву. В те времена, когда строительство было преимущественно деревянным, мастера были такими искусными, что могли создавать уникальные украшения для домов так, что ни один дом не был похожим на другой, у каждого был свой особенный "наряд".
Были такие мастера своего дела и в Тюмени, и делали они свою работу настолько качественно, что мы и сегодня можем прогуляться по исторической части города и полюбоваться красотой тюменского деревянного зодчества.
Давайте посмотрим, из каких частей состояли деревянные дома.
Воспитатель показывает изображение дома, показывает и называет его части (чело, крылья, наличники, приизба, подкрылки, веранда, полица).
Воспитатель: теперь, когда мы узнали о частях дома, давайте найдем их в домах нашего города.
Воспитатель показывает памятники деревянного зодчества Тюмени, вкратце рассказывает о них.
ДОМ - УСАДЬБА КОЛОКОЛЬНИКОВЫХ
Сейчас в усадьбе располагается музей истории семьи и города, который может посетить любой желающий.
ДОМ ВАСИЛИЯ БУРКОВА
В доме проживал купец с семьей. Он активно участвовал в жизни города, внес значительный вклад в духовное развитие и образование горожан. Теперь здесь Центр эстетического развития детей.
ДОМ СЕМЬИ ЧИРАЛОВЫХ
В доме проживала семья купцов. Теперь здесь расположен ресторан.
Ребята, а какая часть дома вам кажется наиболее красивой и нарядной?
Ответ детей.
Воспитатель: да, пожалуй это наличники. Мастер уделяли им больше внимания, иногда их украшали не просто узорами, а целыми сюжетными картинами. Причем каждый элемент что-то символизировал и мог рассказать прохожих о проживающих в доме людях. Например, свиток (грамота) говорил от том. что хозяева дома - образованные грамотные люди, а грозди или листья винограда символизировали, что хозяева богатые зажиточные люди., ведь для холодной Сибири виноград был тогда экзотическим "заморским" плодом. У некоторых домов украшали только наличники.
Кроме того, дом сравнивали с головой человека. Фасад, - переднюю часть дома (чело) - с лицом, верхнюю часть фасада, - со лбом, полотенца называли бровями, ну а окна?
Дети: глазами!
Воспитатель: верно, окна так и называли глаза дома. Еще и потому, что через окно мы можем видеть окружающий мир, через них мы смотрим. Поэтому окна старались особенно украсить резными наличниками. Давайте и мы представим себя в роли резчиков по дереву и попробуем правильно подобрать и собрать наличники к окнам тюменских домов.
Дети снова разбиваются на группы в соответствии с эмблемами, каждая группа получает по 2 окна (фото памятников архитектуры Тюмени, части их наличников, перепутанных между собой. Нужно правильно подобрать и собрать наличник к каждому окну.
Воспитатель: а теперь, команды, проверьте друг у друга, все ли справились с заданием?
Молодцы! отлично справились! Теперь расскажите мне, пожалуйста, о своих наличниках, какие геометрические фигуры и узоры вы в них разглядели, как вы думаете, что за люди могли жить в домах с такими наличниками?
Рассуждения детей.
Воспитатель: спасибо за ваши мнения! Сегодня мы с вами хорошо потрудились и узнали много нового, а кроме того, сами построили замечательные домики!