Приложение МААМ

«О, Русь моя!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию

Наталия Жигалина
«О, Русь моя!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы. Тема: «О, Русь, моя!»

Задачи:

- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

- развивать познавательный интерес у детей;

- воспитывать у детей интерес к традициям и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Подготовительная работа:

Темочки:

чтение былин; рассматривание иллюстраций к былинам; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; выставка детских рисунков «Моя Родина».

Материал: запись музыкальных произведений, картина В. Васнецова «Богатыри», выставка книг о русских богатырях, иллюстрации русских поселений, портреты русских полководцев, рисунки детей

Активизация словаря:

Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; изба; полон – плен; предки, символ, привечать, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан – лагерь, миновала, лютые – жестокие, злые, гостеприимные.

Ход занятия:

Звучит песня «Моя Россия». Дети входят в группу.

Воспитатель: «Ребята, о чём поётся в этой песне?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Я предлагаю вам сегодня поговорить о Родине. Я надеюсь, что все вы – дети добрые, заботливые, поэтому мальчики не забудут заботливо усадить девочек и сами сядут рядом с ними.

Сядем рядком да поговорит ладком… Что значит «сядем рядком» я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»? Как это «ладком»? Как вы думаете?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, это выражение означает не перебивать друг друга, выслушивать товарищей, ладить друг с другом, не ссориться, не выкрикивать.

Вот оказывается, какая мудрая русская народная поговорка «Сядем рядком да поговорим ладком».

Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним, что такое Родина.

Ответы детей.

Воспитатель: «А вы знаете, с чего она начинается?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Вы, вчера рисовали то, что по-вашему значить для вас Родина.

А кто хочет прочитать стихотворение о Родине?»

Дети.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

Слышишь песенку ручья –

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья –

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я

Это - Родина моя!

Воспитатель: «Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

Интересно, как выглядели старинные русские поселения. Давайте вместе представим такое поселение.

- Как называлось жилище людей в то время?

- Как выглядела изба? На Руси такое правило было: только несколько домов построят – тут же строят и церковь, а зачем?

Дети. (благодарность Богу, место для молитвы)

Воспитатель: «А поскольку русские люди благодарные, на доброту отвечают добром, то и церквей строили много.

(Рассматривание иллюстрации первых поселений)

- Наши предки были мирные и трудолюбивые, но вокруг поселения возводили стены. Для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: «Да и называли такой забор крепостью.

Так как города строили, как правило, по берегам рек, чем ещё защищали поселение?»

Дети. (строили ров вокруг крепостной стены)

Воспитатель: «Славяне из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри». Эта картина вам о чём-нибудь напоминает? Кто эти люди?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси? Вам могут помочь в этом вот эти книги

Дети. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка)

Воспитатель: «Ну-ка! Молодцы! Мальчики - богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве».

Игра: «Вытолкни из круга».

Воспитатель: «Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод – все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего).

Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

Игра: «Утица»

Селезень уточку догонял,

Молодой уточку загонял:

«Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой!»

(Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «Кошки-мышки». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг.)

Воспитатель: «Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

А ещё славяне жили большой дружной семьёй. Как это понять?

Дети. (Это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей).

Воспитатель: «Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон.

Однажды пришли на землю русскую враги – татаро-монголы. И было их очень много целое полчище огромное. Жестокие они были: саблями рубили и детей, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах – сжигали всё дотла.

Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

- Вот так начинается история о Авдотьи -Рязаночке.

Инсценировка легенды «Авдотья-Рязаночка»

Воспитатель: «Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была теперь уже никто не знает и не скажет.

- А когда вернулась Авдотья-Рязаночка в свой сожжённый город, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Среди убитых искала своих родных. Не нашла. Среди сожжённых. Не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли её родных ей людей в полон, враги лютые. Долго - ли, коротко - ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы – не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла – не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: «Кто такая? Зачем пришла?»

Авдотья-Рязаночка: «Авдотьей меня зовут – прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!»

Хан Батый: «Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников».

Ребёнок: «Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан».

Хан Батый: «Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь».

Авдотья-Рязаночка: «Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!»

Ребёнок: «Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал цветок, хан удивился глазам не поверил.

Долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела».

Авдотья-Рязаночка: «Вот хан мои родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

Хан Батый: «Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Ребёнок: «Страшный выбор стал перед Авдотьей».

Авдотья-Рязаночка: «Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

- Я молода и снова могу выйти замуж.

- Будет у меня муж, родится и сын – постоять за Русь.

- Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

- А без брата на Руси человеку нельзя быть.

- Без родной кровной родни не отстоять земли русской.

- Отпусти со мной брата, хан!

Хан Батый: «Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Воспитатель: «Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

- Что можно сказать об Авдотье-Рязаночке? Какая оно?

Дети. (добрая, смелая, рассудительная, терпеливая, честная, братолюбивая)

Воспитатель: «Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

Дети: (Александр Невский – он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов – они воевали с французским войском; Жуков, Рокоссовский – воевали с фашистскими захватчиками;…)

Воспитатель: - Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

Дети: («Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт»).

Воспитатель: - Вы много знаете о Родине.

А как вы считаете, почему мы смогли так много вспомнить?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно – потому что говорили «ладком».

Публикации по теме:

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Наши мамочки»Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Наши мамочки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по (нравственно-патриотическому воспитанию) «Наши мамочки» Образовательная область:.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«О, Русь моя!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 2 марта 2025 в 14:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««О, Русь моя!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Жигалина (УИ 35859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД