Наталия Жигалина
«О, Русь моя!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы. Тема: «О, Русь, моя!»
Задачи:
- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;
- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;
- развивать познавательный интерес у детей;
- воспитывать у детей интерес к традициям и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.
Подготовительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
чтение былин; рассматривание иллюстраций к былинам; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; выставка детских рисунков «Моя Родина».
Материал: запись музыкальных произведений, картина В. Васнецова «Богатыри», выставка книг о русских богатырях, иллюстрации русских поселений, портреты русских полководцев, рисунки детей
Активизация словаря:
Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; изба; полон – плен; предки, символ, привечать, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан – лагерь, миновала, лютые – жестокие, злые, гостеприимные.
Ход занятия:
Звучит песня «Моя Россия». Дети входят в группу.
Воспитатель: «Ребята, о чём поётся в этой песне?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Я предлагаю вам сегодня поговорить о Родине. Я надеюсь, что все вы – дети добрые, заботливые, поэтому мальчики не забудут заботливо усадить девочек и сами сядут рядом с ними.
Сядем рядком да поговорит ладком… Что значит «сядем рядком» я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»? Как это «ладком»? Как вы думаете?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, это выражение означает не перебивать друг друга, выслушивать товарищей, ладить друг с другом, не ссориться, не выкрикивать.
Вот оказывается, какая мудрая русская народная поговорка «Сядем рядком да поговорим ладком».
Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним, что такое Родина.
Ответы детей.
Воспитатель: «А вы знаете, с чего она начинается?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Вы, вчера рисовали то, что по-вашему значить для вас Родина.
А кто хочет прочитать стихотворение о Родине?»
Дети.
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это всё моё родное.
Слышишь песенку ручья –
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья –
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я
Это - Родина моя!
Воспитатель: «Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень.
Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.
Интересно, как выглядели старинные русские поселения. Давайте вместе представим такое поселение.
- Как называлось жилище людей в то время?
- Как выглядела изба? На Руси такое правило было: только несколько домов построят – тут же строят и церковь, а зачем?
Дети. (благодарность Богу, место для молитвы)
Воспитатель: «А поскольку русские люди благодарные, на доброту отвечают добром, то и церквей строили много.
(Рассматривание иллюстрации первых поселений)
- Наши предки были мирные и трудолюбивые, но вокруг поселения возводили стены. Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: «Да и называли такой забор крепостью.
Так как города строили, как правило, по берегам рек, чем ещё защищали поселение?»
Дети. (строили ров вокруг крепостной стены)
Воспитатель: «Славяне из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри». Эта картина вам о чём-нибудь напоминает? Кто эти люди?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси? Вам могут помочь в этом вот эти книги
Дети. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка)
Воспитатель: «Ну-ка! Молодцы! Мальчики - богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве».
Игра: «Вытолкни из круга».
Воспитатель: «Ах, и удалые у нас молодцы в группе.
Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод – все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего).
Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»
Игра: «Утица»
Селезень уточку догонял,
Молодой уточку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
(Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «Кошки-мышки». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг.)
Воспитатель: «Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.
А ещё славяне жили большой дружной семьёй. Как это понять?
Дети. (Это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей).
Воспитатель: «Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.
Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон.
Однажды пришли на землю русскую враги – татаро-монголы. И было их очень много целое полчище огромное. Жестокие они были: саблями рубили и детей, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах – сжигали всё дотла.
Всё вокруг горело. Стонала русская земля!
- Вот так начинается история о Авдотьи -Рязаночке.
Инсценировка легенды «Авдотья-Рязаночка»
Воспитатель: «Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была теперь уже никто не знает и не скажет.
- А когда вернулась Авдотья-Рязаночка в свой сожжённый город, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.
Среди убитых искала своих родных. Не нашла. Среди сожжённых. Не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли её родных ей людей в полон, враги лютые. Долго - ли, коротко - ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы – не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла – не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.
Хан Батый: «Кто такая? Зачем пришла?»
Авдотья-Рязаночка: «Авдотьей меня зовут – прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!»
Хан Батый: «Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников».
Ребёнок: «Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан».
Хан Батый: «Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь».
Авдотья-Рязаночка: «Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!»
Ребёнок: «Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал цветок, хан удивился глазам не поверил.
Долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела».
Авдотья-Рязаночка: «Вот хан мои родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.
Хан Батый: «Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?
Ребёнок: «Страшный выбор стал перед Авдотьей».
Авдотья-Рязаночка: «Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:
- Я молода и снова могу выйти замуж.
- Будет у меня муж, родится и сын – постоять за Русь.
- Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.
- А без брата на Руси человеку нельзя быть.
- Без родной кровной родни не отстоять земли русской.
- Отпусти со мной брата, хан!
Хан Батый: «Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.
Воспитатель: «Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.
- Что можно сказать об Авдотье-Рязаночке? Какая оно?
Дети. (добрая, смелая, рассудительная, терпеливая, честная, братолюбивая)
Воспитатель: «Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.
Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».
А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?
Дети: (Александр Невский – он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов – они воевали с французским войском; Жуков, Рокоссовский – воевали с фашистскими захватчиками;…)
Воспитатель: - Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского
Дети: («Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт»).
Воспитатель: - Вы много знаете о Родине.
А как вы считаете, почему мы смогли так много вспомнить?
Ответы детей.
Воспитатель: - Конечно – потому что говорили «ладком».