Фарида Халимова
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей подготовительной группы в области «Познание» на тему: «Наш дом - Земля»
Цель: Формирование целостного представления о природных зонах России
Задачи:
1. Показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о природных зонах;
2. Закрепить знания детей о климатических условиях, для растений и животных;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Учить сравнивать, мыслить логически, развивать память и внимание;
4. Воспитывать экологическое сознание, культуру общения и бережное отношение к земле – своему дому.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание энциклопедии, картин, иллюстраций, просмотр документальных фильмов, мультфильмов; беседы, наблюдения, экскурсии; опыты со снегом, льдом, песком; проведение КВН; изготовление папки исследователя, (работа с родителями по сбору информации).
Методы и приемы: беседа, демонстрация слайдов;
Оборудование: ноутбук, диапроектор, иллюстрации Арктики, Тундры, леса, пустыни, картинки с изображением растении и животных маленького размера, глобус, географическая карта, компас, аудиозапись со звуками леса, магнитная доска, магниты, ионизатор воздуха.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, посмотрите, что я вам принесла, как вы думаете, что это? (глобус)
Правильно. Что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли)
Посмотрите какой глобус разноцветный! А что обозначают разные цвета?
(голубой цвет – вода, желтый цвет – песок, коричневый цвет – горы, зеленый – леса, равнины, синие веточки – реки)
Вы сказали, что глобус уменьшенная модель Земли, что вы можете сказать о Земле как о планете? (она имеет форму шара, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси)
А какие еще планеты вы знаете? (Солнце, Луна, Марс, Венера)
Да, ребята наша планета – это огромный-преогромный шар,такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
А если бы мы отправились бы с вами в путешествие, взяли бы мы с собой глобус? (нет)
А что поможет нам ориентироваться в дороге, не сбиться с маршрута (карта, компас) Мы возьмем с собой карту, это гораздо удобнее.
Что такое карта (это тоже изображение нашей Земли, только на бумаге)
Ребята, мы с вами много путешествовали по разным областям Земли, изучали, исследовали природные зоны, находили ответы на наши вопросы. А сегодня я вам предлагаю организовать клуб юных экологов, где мы с вами подведем итоги наших исследований.
(дети проходят в музыкальный зал на встречу за «круглым столом»
Ребята, путешествуя, мы с вами вели дневник, который поможет нам сегодня.
- Итак, первая страница нашего дневника- это? (Арктика)
А как еще называют эту природную зону (царство снега и льда)
Почему она получила такое название? Какой здесь климат?
(снег и лед здесь никогда не тают, зима долгая и суровая, сильные морозы. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера, круглые сутки ночь – полярная ночь 6 месяцев, бывает полярное сияние, а летом солнце совсем не заходит сплошной день, солнышко светит, но не греет, растопить лед не может)
Если здесь повсюду снег и лед, значит тут никто не живет?
(Живут люди, но не постоянно, работают отважные полярники-метеорологи, они круглые сутки следят за погодой и сообщают нам, а еще они наблюдают за движением льдов в океане и сообщают капитанам судов самый безопасный путь)
Кто еще здесь живет? Какие животные и птицы?
(белый медведь, тюлень, морж; птицы – чайка, тупик-носорог, чистик, топорик, крачка, кайра)
Как животные приспособились к суровому климату Арктики (у них густой мех и толстый слой подкожного жира)
Белый медведь чем питается, кто хочет рассказать (Питается белый медведь рыбой, а на снегу его совсем незаметно: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей прикрывает нос лапой. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны – у него густой мех и толстый слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой)
Морж чем питается, кто расскажет про него?
(морж сильное животное, у него есть клыки, которыми раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира)
В ходе исследования какие экологические проблемы вы выявили (осталось мало белых медведей, люди много охотятся на них, из-за красивого меха.
Ребята исчезают многие виды животных, их надо оберегать, не истреблять. Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? (в красную книгу)
Почему красная книга называется красной (красный цвет сигнал тревоги и опасности)
Какие животные Арктики внесены в красную книгу (белые медведи, моржи, тюлени, чайки)
Мы с вами вспомнили, рассказали об Арктике, а сейчас я предлагаю дополнит вот этот пейзаж Арктики. Нужно выбрать из этих картинок тех животных которые живут в Арктике (выходят дети и работают у магнитной доски)
Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима. А как надо правильно дышать особенно зимой (нужно дышать через нос, в носу холодный воздух согревается и попадает в легкие уже теплым, а если вдыхать ртом, то можно заболеть, простудиться) (упражнения на дыхание)
Следующая страница нашего дневника (это тундра)
Кто исследовал и хочет рассказать о тундре? Какой там климат (зима длинная и холодная, лето короткое и не жаркое.
Много болот, не потому, что здесь выпадает много дождей, а потому что вода не может просочиться, мешает сильно промерзшая земля «вечная мерзлота» - лето короткое, земля не успевает прогреться)
Какие животные здесь живут (северный олень, волк, песец, лемминг
птицы – полярная сова, куропатка, кулики, дикие утки, гуси, лебеди)
Что нужно животным чтобы выжить в условиях тундры (нужно иметь плотную пушистую шерсть и умение находить пищу)
Кто хочет рассказать о животных тундры?
(северный олень – сильное и выносливое животное. Зимой олени белые, а летом коричневые, широкие копыта оленей помогает им не проваливаться в снег и раскапывать под снегом мох-ягель.
Северные олени помогают людям перевозить грузы);(песец – очень похож на лису, такой же хитрый, ловкий и осторожный, зимой белый, а летом серый, охотится на леммингов);(лемминг – маленький грызун, родственник серой мышки и рыжего хомяка, питается стеблями, веточками растений, зимой прячется под снегом в своей норке)
Какая в тундре растительность (карликовые березы, ивы) Почему (корни у них короткие, потому что вечная мерзлота, земля промерзшая)
Какие животные и растения тундры внесены в красную книгу (олень, песец, куропатка, полярный мак, голубика, брусника)
Данную природную зону я тоже предлагаю дополнить животным и растительным миром тундры (дети работают у магнитной доски)
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Какая это природная зона (лес)
Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных, место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода; вдохновение для художников)
Назовите экологические проблемы леса (из-за неправильного обращения с огнем случаются пожары, люди много вырубают деревьев)
Какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу
(не шуметь в лесу; охранять птиц, не разорять птичьи гнезда; нужно бережно относится к насекомым, не ловить бабочек; не оставлять в лесу мусор; беречь животных, не истреблять)
Какие животные живут в лесу?
Одно из богатств, нашей Родины - это лес. И наш край окружен лесами. Какие растения и животные нашего края внесены в красную книгу (василек, ковыль, меч-трава, молочай, тюльпан-шренка, рысь, лось, суслик, сурок, выдра, хомяк серый)
Лесной пейзаж дополним животным лесом. Вот какой красивый лес у нас получился.
Давайте представим, что все мы очутились в лесу, послушаем голоса птиц, вдохните лесной воздух, а как приятно пригревает солнышко солнечные лучик ласкают ваше лицо, шею, руки, все тело расслаблена (сеанс релаксации: музыка, ионизатор; все сопровождается движением рук, гладим голову, лоб, щеки)
Следующая страница нашего дневника, кто догадался, что это за природная зона? (пустыня)
Какой здесь климат (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)
Значит ли это, что в пустыне никто не живет (верблюд, варан, ящерица, тушканчик, скорпион, черепаха, как они приспособились к данному климату (могут долгое время обходиться без еды и воды)
Входе исследования пустыни мы выявили особенность почти все животные имеют коричневый окрас, для чего (прятаться от врагов)
Кто хочет рассказать о животных пустыни? (верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают на бок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые не позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – тоже ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом: поймает ящерицу съест, поймает черепаху проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет)
Кто хочет дополнить?
Какая растительность в пустыне? (саксаул, кактусы, верблюжья колючка)
Как растения приспособились к жизни в пустыне? (длинные корни уходят в глубоко в землю в поисках влаги, у кустарников мелкие листья или колючки) здесь на столике животные пустыни, которыми надо дополнить данную картину (работа у магнитной доски)
Не все пустыни в мире жаркие и песчаные есть холодные пустыни есть пустыни каменистые. Но все они похожи тем, что там всегда очень сухо, ни в какой другой природной зоне не выпадают так мало осадков как в пустыне.
А это какая природная зона? (джунгли)
Но мы еще ее не исследовали. Следующая наша исследовательская экспедиция в джунгли.
Мы соединяем все природные зоны, посмотрите сколько лиц у нашей планеты. Каждая область земли красива по-своему.
Мы подвели с вами итог всех наших исследований, путешествий, думаю что вам понравилось и вы узнали для себя много интересного. Кто открыл для себя новое?
Наша встреча в клубе подошла к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.