Татьяна Хожаинова
Конспект образовательной деятельности «Деньги, доход, бюджет» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей, образовательная область :6-7 лет, познавательное развитие _ Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к экономике; такие качества, как экономность, рациональность.
2. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра»
3. Дать первоначальные знания о банке
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Деньги, доход, бюджет“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
5. Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «доход», «расход»
Планируемые : семейный бюджет. Расширен словарный запас понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «доход», «расход».
Ход:
Воспитатель: Я вам предлагаю встать в круг и поиграть Давайте поздороваемся ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Ну что ж, можно похлопать себе.
Дети: Хлопают
Заиграла копилка
. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а что это у нас там стоит на столе? (Воспитатель берет копилку в руки)
Дети: Копилка!
Воспитатель: Интересно, а что же в ней… Давайте потрясём копилку и послушаем что же в ней может находиться.
Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель:Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
-Как вы думаете, для чего в копилке деньги?
Чтобы копить.
А где ещё можно копить деньги или хранить?
В банке
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
Просмотр части мультфильма «уроки Тётушки Совы»(«Что такое банк)
Воспитатель: Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Ответы детей
- Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». На столе для каждого лежат карточки и картинки с обозначением потребностей.
• В часть таблицы под номером 1 вы складываете продукты питания
• Под номером 2 оплаты бытовых услуг
• Под номером 3 оплаты развлечений
• Под номером 4 покупка игрушек
• Под номером 5 покупка одежды
• Под номером 6 покупка лекарств
Воспитатель распределяет все карточки с потребностями на магнитную доску. Если дети указывают не все значения, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций
Воспитатель подводит итог, что деньги нужны для….
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.
Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?
- Правильно, купюры. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).
Воспитатель: Какие купюры вы знаете?
Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.
• Монета круглая, а купюра…
• Купюра бумажная, а монета…
• Монета звенит, а купюра…
• Монета металлическая, а купюра…
- Хорошо, справились и с этим трудным заданием.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас на столе стоят контейнеры, в одном из них лежат предметы, которые соответствуют материалам из которых изготовлены монеты и купюры (монета?купюра). Во втором лежат фигуры, соответствующие форме монеты и купюры.
Ваша задача сложить в контейнер, на котором изображена монета предметы и фигуры соответствующие ей и то же самое сделать с контейнером с изображением купюры.
Выполняют
- Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: А где вы сталкивались?
Ответы детей.
Воспитатель: А у вас есть свои копилки?
-А откуда у вас в ней появляются деньги?
Дети: дают родители
Воспитатель: А откуда в семье появляются деньги?
Дети: Их зарабатывают родители
Воспитатель: Внимание на экран. Перед нами семья
- Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
На слайде папа и мама
Воспитатель: Как вы считаете, кем работает папа? (полицейский)
-Кем работает мама? (повар) они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
- Откуда берутся деньги у бабушки и дедушки? Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.
- Сестра ещё учится, не работает, так откуда же деньги у неё? она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.
- Мальчик ещё ходит в детский сад, как и вы, откуда же у него берутся деньги? Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а его семья.
- То есть все деньги, которые получают члены семьи- это семейный доход.
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель: а сейчас мы с вами отдохнём, потому что нам предстоит заняться очень серьёзным делом, мы будем зарабатывать деньги
Физкультурная минутка
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают)
Каждый кладу очень рад, (улыбаемся друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.
Воспитатель:Как вы думаете, легко ли зарабатывать деньги? Давайте попробуем заработать их сами. Если вы отгадаете правильно загадки, то получите монеты
1. На товаре быть должна
Обязательна. (цена)
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким. (доход)
3. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в. (банке)
4. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь. (товар)
5. Очень вкусная витрина
Овощного. (магазина)
6. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. (весы)
7. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)
Воспитатель: у вас есть деньги, вы их заработали – это ваш бюджет. Вам необходимо распорядиться этим бюджетом
- Мы с вами поиграем, и представим как можно распорядиться деньгами.
- Посмотрите, на мольберте мы прикрепили то, на что мы можем потратить наш бюджет : дом (свет, вода, всё необходимое, для проживания в доме/квартире); еда; игрушки; одежда; лекарства; развлечения.
Вам необходимо под символами, которые считаете важными, расположить свои монетки.
Дети выполняют задание
-Теперь давайте посмотрим, на что вы потратили наш бюджет и что для вас является самым главным. Посчитаем вместе монетки.
(Определяем, что дети выбрали главным, анализируем, что ДОЛЖНО быть основным)
- Может можно на чём-то сэкономить?
(Ответы детей)
Сэкономленные деньги складываем в копилку
-А на что же мы с вами сэкономили? (на отдых для всей семьи и др. варианты)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли купюры распечатать на принтере? Почему? Правильно, вы же понимаете то что деньги – это не просто бумажки, на купюрах есть водяные знаки и их нельзя подделать. Предлагаю вам небольшой фрагмент из всеми любимого мультфильма «Фиксики». Внимание на экран.
Фрагмент мультфильма.
-Ребята, что вы узнали?
(Для печати денег используется специальная бумага, специальная краска, много средств тратится для изготовления денег)
- Теперь мы с вами знаем, то что, деньги - это не просто так.
- Скажите, вам понравилось наше занятие?
. Воспитатель: Ребята, а ведь копить можно не только деньги, но и знания, давайте положим в копилку знания, полученные на нашем занятии.
(Дети складывают смайлы в копилку)