Алёна Федина
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Русское чаепитие. Посиделки у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы
«Русское чаепитие. Посиделки у самовара»
Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.
Задачи:
- способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей средней группы „Русское чаепитие, Посиделки у самовара“» размещена в разделах
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- учить понимать смысл пословиц;
- побуждать к сохранению традиции семейного чаепития;
- развивать речь детей, используя все виды фольклора: пословицы, поговорки, загадки;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать культуру поведения за столом;
- развитие воображения ;
Материалы и оборудование: презентация, народные инструменты (ложки, самовар, чайные пары для каждого ребенка, ларец, разнос, сладкие угощения для чаепития (печенье, сушки,аудиозаписи народной музыки (песня «К нам в гости пришли», цветная манка, кисти, клей, трафареты самовара, мольберт.
Ход занятия:
(Дети входят в зал под музыку.)
Воспитатель:
- Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся:
Скажем «здравствуйте» - руками.
Скажем «здравствуйте» - глазами.
Скажем «здравствуйте» - мы ртом,
Станет радостно кругом.
Педагог: Молодцы ребята, вот мы поздоровались с нашими гостями. А вы любите встречать гостей? Сегодня еще один гость придет к нам, хотите узнать кто это? Для этого отгадайте загадку:
Загадка:
Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его. (петрушка)
Петрушка:
- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, вы меня узнали? (ответы детей)
Петрушка:
- Правильно меня зовут Петрушка, и у меня для вас сюрприз, он в ларце. А для того чтобы узнать что там лежит вам нужно отгадать загадку:
- Есть цейлонский, есть зеленый,
- Есть цветочный – выбирай
- Хоть горячий, хоть холодный
- с наслажденьем выпьем (чай)
Воспитатель:
- Ой, а здесь маленькие мешочки. Возьмите их, потрогайте, понюхайте, но не открывайте.
- Что же в них лежит?
Петрушка:
- Молодцы, действительно, это чай очень полезный и прекрасный напиток, вы отгадали ребятки. (шепчет на ухо воспитателю).
Воспитатель:
- Петрушка хочет узнать зачем нужен такой напиток?
Дети: (ответы детей)
- утолить жажду и т. д.
Воспитатель:
- Какие виды чая вы знаете?
Дети:
- черный, зеленый, листовой, гранулированный.
Воспитатель:
- А с чем можно пить чай?
Дети:
- с сахаром, молоком, печеньем.
Воспитатель:
- А что бы петрушка по лучше узнал про чай, мы пригласим его на посиделки в нашу избу.
Хозяюшка:
Дай бог тому, кто в моем дому, дорогим гостям, малым детушкам.
Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
(Дети рассаживаются на лавки.)
Хозяюшка:
Мир вас, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную я приготовила для вас.
Проходите, рассаживайтесь на лавки.
Для каждого у меня ласковое слово найдется:
Ну, раз мы с вами пригласили гостей на посиделки с чаем, то давайте скажем, как оно называется? (чаепитие). Правильно, это чаепитие, давайте вспомним, без чего чаепитие не состоится?
Дети:
- без посуды.
Воспитатель:
Что для этого нужно?
Дети:
-чашки, блюдца, сахарница.
Воспитатель:
А как правильно пить чай.
Дети:
- маленькими глотками.
Петрушка:
Ребята, у меня в ларце еще что есть … Я читать то научился но так и не понял что это означает. Может, вы мне поможете? (достает из ларца карточки с пословицами).
Пословицы:
Чай пить – не дрова рубить.
После чая – на душе лето.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Петрушка:
Ну вот теперь я понял что чаепитие это тоже интересно и весело.
Воспитатель:
Да, это так, Петрушка, и сейчас мы можем тебе показать как раньше на Руси весело встречали гостей. («К нам в гости пришли» песня – игра.)
Воспитатель:
Ребята, а кто же главный на столе во время чаепития?
Отгадайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)
- Правильно это самовар!
Хозяюшка:
Раньше в самоваре кипятили чай. Пригласят к себе на посиделки гостей, соседей, друзей, родных, поставят самовар, нальют воды, положат горячих угольков и раздувают их сапогом. Угольки начинают гореть и греть воду. Посмотрите какие бывают самовары (просмотр презентации про самовары).
Петрушка:
- Ой какие красивые, ребята, а у меня в моем ларце тоже есть самовары, но почему то не такие (достает из ларца шаблоны, делает грустный вид)
Воспитатель:
Не расстраивайся, ребята мы можем помочь Петрушке сделать самовары красивыми?
Конечно, наши ребята умеют делать узоры из различных круп. И сейчас они тебе разукрасят самовары, и твое чаепитие станет тоже веселым и интересным. (дети выполняют работу, разукрашивают самовары)
Воспитатель:
Посмотри, Петрушка, какие красивые самовары получились у ребят, подарим их Петрушке? Он отвезет их своим друзьям и тоже устроит чаепитие!
Рефлексия:
Чем занимались?
Что вам понравилось?
Хозяюшка:
Ну что, как называются наши посиделки (чаепитие)
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Петрушка:
Ну, а мне пора отправляться к своим друзьям.
- Спасибо, ребята и хозяюшка, за хлеб – соль! До свидания!
Воспитатель:
Давайте и мы попрощаемся с нашими гостями. Спасибо за хлеб – соль! До свидания!