Светлана Лобанова
Конспект образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб – всему голова»
Программное содержание
«Познание»
Познакомить детей с пшеничным и ржаным колосом, дать понятие о готовности земли к посеву, учить определять готовность почвы к посеву. Развивать умение анализировать, обобщать.
«Социализация»
Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду хлебороба.
Коммуникация:
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Труд:
Расширить представление о труде взрослых, закрепить знания об орудиях труда, используемых в старину для посадки и уборки хлебных культур. Совершенствовать умение узнавать и называть современную технику.
Публикация «Конспект образовательной деятельности» размещена в разделах
Ход занятия:
I часть
Звучит аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении
О. Воронец.
Воспитатель: Ребята, а почему говорят: «Хлеб – всему голова» (ответы детей).
- Правильно, ребята. Сегодня мы свами поговорим о хлебе. Я хочу, чтобы мы с вами вспомнили, как хлеб растили в старину. Для этого я предлагаю совершить экскурсию в музей, но сначала давайте вспомним правила поведения в музее.
В музее есть директор и есть экскурсовод.
Можно директором сегодня буду я?
А кто будет экскурсоводом – узнаем чуть позже. (Дети подходят к экспозиции).
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, мы для вас приготовили новую экспозицию о хлебе. Посмотрите, как много здесь хлебобулочных изделий! Назовите их. (Дети перечисляют названия хлебобулочных изделий, представленных на выставке).
Продолжим нашу экскурсию. Здесь я хочу, чтобы экскурсоводами были вы. Кто хочет быть экскурсоводом? Давайте, чтобы никому не было обидно, сделаем так: кому я дам волшебную палочку, тот и будет экскурсоводом (Воспитатель передает детям палочку, дети поочередно рассказывают).
Ребята: Это соха. Ей в старину пахали землю.
Ребята: Это борона. Ей рыхлили землю, чтобы она была легкая и рыхлая.
Ребята: Это цеп. Им били по колосьям и выколачивали из них зерно.
Ребята: Это жернова. С их помощью мололи муку.
II часть
Воспитатель: молодцы! Наши экскурсоводы очень хорошо нам рассказали об орудиях труда, которые в старину помогли людям растить хлеб.
Посадят люди в землю зерно и ждут урожай. А чтобы урожай был богатым, просили помощи у матушки природы.
Ребята:
Дождик, дождик поливай
Будет славный урожай.
Ребята:
Дождик, дождик посильней
Мы поедем на свинье
Богу молится
Царю поклонится.
Воспитатель: Если все время шел дождь, то дети звали солнышко.
Ребята:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Дам тебе веретенечко,
Насыплю горошечка.
Ребята:
Радуга-дуга,
Перекинься на луга,
Выйди солнышко
Из - под бревнышка.
Воспитатель: А еще дети играли в разные игры. Давайте и мы свами поиграем.
Проводится хороводная игра: «Дуйте ветры»
III часть
Воспитатель: Ребята все это было в старину. А кто же занимается выращиванием хлеба сейчас? (Хлеборобы).
И на помощь им пришло много современной техники. На этой экскурсии представлена современная техника, которая помогает сейчас людям выращивать хлеб. Назовите её, пожалуйста. (Дети показывают на иллюстрациях и называют современную технику, соотнося её со старинными орудиями труда и говорят, что чем заменили).
Воспитатель: Ребята, а скажите, что нужно, чтобы вырастить хороший урожай?
(Ответы детей).
Да, чтобы был хороший урожай, надо вовремя посадить зерно в землю. А какой должна быть земля, я вам сейчас расскажу.
Весной, когда земля еще не прогрета, в нее нельзя сажать зерно. Когда солнце перегреет землю и превратит ее в пыль, в такую землю тоже нельзя сажать зерно.
А как вы думаете, в какую землю можно сажать зерно? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно определить наощупь, в какую землю можно сажать зерно. (Воспитатель проводит эксперимент по определению земли пригожей для посадки).
IV часть
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию. А о чем пойдет речь дальше, отгадайте в загадках.
«Сто один брат – все в один ряд, вместе столб». (Колосья)
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть пшеничные и ржаные колосья).
Воспитатель: Ребята, скажите, они одинаковые или разные? Чем они отличаются? Да, вы совершенно верно назвали отличия одного колоска от другого. А отличаются они потому, что вот это пшеничные колоски и из них делают вот такую пшеничную муку. (Воспитатель демонстрирует детям пшеничную муку).
А это ржаные колосья и из них делают ржаную муку. (Воспитатель демонстрирует детям ржаную муку).
Повторите, какие колоски бывают? Что из них получают? Чем отличается один сорт от другого?
V часть
Воспитатель: продолжим нашу экскурсию. Ребята были времена, когда хлеб в нашей стране был дороже золота. (Воспитатель показывает маленький кусочек хлеба). Во время Великой Отечественной войны вот такой маленький кусочек хлеба давали людям на целый день. Сейчас в наших магазинах очень много хлеба, но его нужно беречь и брать хлеба всегда меру. Ведь столько труда и сил вложено в выращивание хлеба!
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о хлебе, вы их тоже очень хорошо знаете. Давайте все вместе вспомним их. (Дети называют пословицы и поговорки о хлебе).
VI часть
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия.
Я думаю вы очень многое вспомнили и узнали. Чем вам запомнилась сегодняшняя экскурсия? Что нового и интересного вы узнали? А о чем вам бы хотелось узнать еще?
А сейчас я предлагаю испечь свой каравай.
Имитация с детьми: «Печем каравай». (После использования игрового приема воспитатель выносит настоящий каравай).
Воспитатель: По старому русскому обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами отведаем хлеб-соль, то будем дружить и никогда не ссориться. Я приглашаю вас в столовую попить чаю с нашим караваем.
Составил педагог Лобанова С. М.