Карнаухова Елена Сергеевна
Конспект образовательной деятельности «Как на Руси весну встречали. Изготовление обрядовой куклы «Птица-радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление обрядовой куклы «Птица- радость».
Интеграция образовательных областей :
Познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой «Птица- радость».
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представления детей о народных традициях, фольклоре.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Как на Руси весну встречали, Изготовление обрядовой куклы „Птица-радость“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
2. Совершенствовать навык составления сложноподчинённых предложений. 3. Приобщать детей к русской народной культуре, традициям и обрядам. Расширить представление о народных игрушках.
4. Учить изготавливать обрядовую куклу «Птица –радость».
Развивающие:
1. Способствовать развитию связной речи при составлении описательных предложений, чтении стихотворений.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
2. Способствовать созданию дружелюбного отношения к сверстникам в процессе совместной конструктивной деятельности.
Предварительная работа:
1. Проведение бесед о весне.
2. Разучивание загадок, закличек, народных примет.
Оборудование и материалы:
Листочки с загадками, обруч с лентами, колокольчик, заготовка для изготовления
куклы, разноцветные ленты.
Словарная работа:
Закличка, веснянка, зазывать, травушка, земелюшка, былиночка.
Ход занятия:
Дети входят в группу под народную музыку хороводом. Мальчики в кушаках, девочки в лентах на голове.
Воспитатель (Одет в русский костюм).
Сегодня мы будем весну зазывать,
весну встречать, да величать!
На Руси весну зазывали специальной песенкой закличкой -веснянкой. Будем кликать весну?
Дети : Да!
Воспитатель:
Идёт матушка-весна, отворяй ворота. Первый март пришёл- всех детей привел; а за ним апрель отворил окно и дверь; а уж как пришел май, сколько хочешь гуляй.
Ребята, пойдём на весенний луг! Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами!
В ручеёк становись
Да покрепче держись.
Снег лежал- лежал,
Да ручьём побежал!
(Дети кладут руки на плечи друг друга, образуя ручеек. Двигаются по группе, затем выстраиваются вокруг лежащих на полу снежинок).
Воспитатель:
Ой, что это? Хотела вам весну показать, а здесь на поляне ещё зима хозяйничает. Ребята, негоже молчать, надо весну закликать!
Дети:
Приди весна, с радостью!
С великой милостью! (выполняют земной поклон)
Со льном высоким! (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким! (приседают, опустив руки)
С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)
Хлебом обильным! (Руками держат каравай)
Воспитатель:
Снег нам кто поможет растопить? Давайте солнышко позовём!
Солнышко, покажись (Один ребенок, хлопая в ладоши)
Дети (хором подхватывают) :
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек,
Посвети денек!
(Воспитатель выкладывает на центр круга желтый обруч с намотанными на него желтыми лентами).
Воспитатель: Здравствуй солнышко- золотое донышко
Яркое, как (Дети добавляют свои варианты ответов).
Ласковое, как.
Круглое, как…
Жёлтое, как…
Золотое, как…
Горячее,как…
(Каждый ребенок после ответа подходит к обручу и разворачивает ленту. В итоге на полу оказывается солнце).
Воспитатель: Молодцы, хорошо и громко солнышко зазывали, вот оно и услышало. Теперь быстро весь снег растопит. А мы солнцу поможем, загадки отгадаем (Загадки на снежинках. По мере отгадывания, снежинки «тают»).
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня.
(Весна)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей)
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют?
(Ледоход)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый,
Самый нежный,
Чистый маленький.
(Подснежник)
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо).
Воспитатель: Вот и растаял последний снег. И на земле травка показалась:
Физминутка «Травушка».
-Уж ты травушка- трава, (Дети сидят на корточках).
Где ты, травушка, жила.
-Под земелюшкой- малым зёрнышком (На корточках, руки в кулаках).
Над земелюшкой - тонкой былиночкой (Медленно подняться, руки вверх).
На былиночке -алым цветиком, (Руки развести в стороны).
Меня ветер качал, (Раскачиваться вправо- влево).
меня дождик поливал (Хлопать в ладоши)
Лапоток топтал. (Топать ногами в такт стиха).
Воспитатель: В старину люди много работали на земле, наблюдали за природой и погодой. Потому и существует много разных поверий- примет о весне. Ты по кочкам шагай, да приметы называй!
Дети (называя, проходят по кочкам к столам).
1. Весной рано затает – долго не растает.
2. Длинные сосульки – к долгой весне.
3. Если ворона купается ранней весной – к теплу.
4. Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
5. Поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.
6. Чем сильней первый удар грома по весне, тем лучше будет урожай.
7. Дружная весна – жди большой воды.
8. Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
9. Апрель с водой – май с травой.
10. Снег скоро тает – к мокрому лету.
Воспитатель: А ещё считалось, что если птице домой прилетели- значит настоящая весна пришла и холода по- настоящему отступили. Потому-то и появился обычай- птиц звать –закликать. И в помощницу себе люди делали специальную куклу : «Птица –радость».А на её одежду, на голову из лент завязывали маленьких птичек. Потом шли с этой куклой на открытое место и звали птиц. Давайте и мы нашу «Птицу- радость» украсим птичками из лент
(Дети завязывают предварительно подготовленные маленькие ленточки на специально пришитые к кукле ремешки. На голову куклы специально завязывают платок).
Когда кукла готова, дети и воспитатель хором закликают:
Жаворонушки!
Прилетите к нам! (подняв руки, манят кистями)
Принесите нам
Весну красную (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь в право)
Лето теплое! (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь влево)
Нам Зима надоела! (делают притоп на слог «ма»)
Весь хлеб переела! (делают притоп на слово «Хлеб»)
Звучит запись голосов птиц. Воспитатель достаёт из-за окна фигурку птицы с запиской в клюве :
«Спасибо ребята, хорошо потрудились. Мы поняли, что вы ждали весну, любите ее и все знаете о ней. А сюрприз ищите у себя в зале, а поможет вам волшебныйколокольчик. Будет тихо звучать там не надо искать, будет громко он звучать -значит надо там искать».
Дети находят сундучок с угощением.