Ольга каратеева
«В прошлое тарелки». Конспект образовательного события с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание Расширить и систематизировать знания и представления детей о предметном мире по ознакомлению со столовой посудой : историей возникновения тарелки.
Образовательные задачи
Дать детям знания о тарелке, ее разновидностях и роли в жизни человека. Расширять представления о свойствах разных материалов, из которых изготовлена посуда, знакомить со свойствами глины, бумаги в процессе деятельности с ними. Учить использовать посуду по назначению.
Учить лепить объёмную форму (блюдце, тарелку, используя знакомые техники
Речевые задачи: Формировать умение отвечать на вопросы самостоятельно, полными предложениями. Активизировать в речи слова характеризующие значение изображений (гончар).
Развивающие задачи: Развивать познавательную активность детей, через знакомство с историей возникновения тарелки.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к посуде, аккуратность и последовательность в работе глиной, водой.
Коррекционная задача. Закрепить умение различать свойства и качества предметов: мокрый –сухой, мягкий-твердый, глубокая-мелкая. Формировать у воспитанников поисковые способы при решении игровых и исследовательских задач.
Виды детской деятельности. игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:. чтение худ. литературы: К. Чуковский «Федорино горе», Д. Хармс «Очень –очень вкусный пирог», «Лиса и кувшин» -обработка О. И. Капицы., создание мини-музея разных видов тарелки, дежурство по столовой, рассматривание схемы сервировки стола.
Методы и приёмы: Наглядные — метод демонстрации, использование ИКТ, словесные, практические.
Материал к занятию: презентация со слайдами, выставка –музей тарелки, лаборатория.
1. Введение в ситуацию.
Утренний сбор.
Рассматривание тематических альбомов: Кухонная посуда, столовая посуда. Дидактические игры: «Подбери чашку к блюдцу»,»Четвертый лишний». Слушание сказки К. Чуковского «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей. Накрываем на стол». Рассматривание картины «День рождения Тани»
_ Ребята, я на выходные наводила порядок у себя на кухне и в одной из коробок нашла необычный предмет. Показывает тарелку. Как вы думаете, что это?
Ответы детей: это тарелка.
Тарелка -это предмет чего? (это посуда) Зачем нужна посуда? .Какую посуду вы знаете еще?
(кухонную : сковорода, кастрюля, ковшик) и столовую (тарелка мелкая, глубокая, блюдце, тарелка для рыбы.)Сегодня мы с вами поговорим о тарелке, узнаем о ней много нового.
Дети рассматривают тарелки, которые стоят на столе, пробуют их.
-Что кушают из глубокой тарелки?
- Что кушают из мелкой тарелки?
- Зачем блюдце? - Как вы думаете, а всегда ли была у человека посуда?
Но мне стало любопытно, когда появилась такая тарелка и почему? (показывает тарелку детям).
- А вы хотели бы знать историю тарелки?
- Когда – то давно, когда появился на Земле первый человек, у него не было ничего: ни одежды, ни жилья, ни мебели и ни посуды. Удобно ли было так жить?
Сегодня я приглашаю вас в путешествие в «Прошлое тарелки»
Дети смотрят презентацию «В прошлое тарелки»
2. Открытие нового знания.
Если б не было её
Было б кушать тяжело
Некуда и суп налить
И котлетку положить (тарелка)
Помогите мне это выяснить.»
- Скажите пожалуйста когда появилась тарелка, Кто ее изобрел?
Ответы детей: появилась давно, много веков назад. Придумал ее древний человек.
-Зачем человеку понадобилась тарелка?.
Дети: Чтобы куда-то положить мясо, которое приготовил на огне. Первой тарелкой для древнего человека стал лист растения.
Из чего делал тарелки древний человек?
Ответы детей : из листа растений, камня, дерева.
- Шло время. Однажды человек гулял по берегу реки и увидел необычного рыжего цвета землю, это была глина, взял он её в руки и почувствовал какая она мягкая и липкая. Давайте мы сами определим свойство глины.
- А сейчас с вами мы отправимся в нашу лабораторию и попробуем исследовать некоторые материалы, которыми пользовался древний человек.
Физминутка
Раз, два, три, четыре (хлопок, кулачок)
Мы посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварёшку (загибать пальцы)
Мы посуду перемыли (одна рука скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (хлопок, руки в стороны)
Ковшик тоже развалился, (хлопок, руки вниз)
Нос у чайника отбился, (дотронуться до носа, руки в стороны)
Ложку мы чуть – чуть сломали. (имитация еды ложкой, хлопок)
Так мы маме помогали. (развести руки в стороны)
2. Ознакомление с окружающим предметным миром –посудой. Исследовательская деятельность в лаборатории.
1. Листочки дерева. .Давайте попробуем пальчиками листочек. Какой он?
Ответы детей: хрупкий, неудобный, может порваться.
- Видите, ребята как неудобно применять листочек вместо тарелки.
2. Бумажная тарелка. Возьмем воду и немного нальем на тарелочку. Что мы видим?
Ответы детей: тарелка промокла, потеряла форму.
.Тарелочки с глиной и стаканчики с водой на каждого ребёнка.
Потрогайте глину, какая она? (сухая, рассыпчатая, и т. д.) Чтобы глина стала мягкой её нужно залить водой.
Воспитатель. : Теперь подойдите и потрогайте глину. Какая она стала? (ответы детей)
Сделал человек из глины тарелку, высушил её на солнце и стал ею пользоваться, но вот беда, тарелка высушенная на солнце быстро трескалась и ломалась, приходилось часто делать новые.
Намного позже появилась такая профессия людей «Гончары», которые делали посуду из глины
Лепка.
Мы с вами сегодня побудем гончарами. Дети делают разные тарелки (глубокие, мелкие, большие, маленькие) из глины.
Воспитатель предлагает детям разместиться за столами. Напоминает о том, что работать нужно аккуратно, подсказывает последовательность лепки:
- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);
- сплющить шар между ладонями (показать);
- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).
- Молодцы, ребята! Тарелки получились красивые! А теперь поставим из их на подставочку, глиняная тарелка должна высохнуть, потом мы ее раскрасим красиво и поставим в наш мини –музей. воспитатель вместе с детьми оценивают работы детей.
У кого самая красивая тарелочка? У кого самая большая?
Дети читают стихотворение:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень туго.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей,
Брали мясо бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду,
Нам различная посуда.
На неё еду кладут.
Из неё едят и пьют.
Воспитатель с детьми подходит к выставке тарелок. Рассматривают ее.
Посмотрите- это моя любимая тарелка, она современная, из стекла. На ней красивые узоры, она глубокая.
А эту тарелочку принесла Виктория. Расскажи пожалуйста о ней. (она мелкая, на ней узор в виде цветочков).Я кушаю в ней котлеты, кашу.
А вот это тарелочка Глеба. Глеб рассказывает о своей тарелочке. Дети рассматривают и другие виды тарелок.
3. Сюрпризный момент.
---Ребята, большое спасибо, вам за такие прекрасные и красивые тарелки. Примите от меня угощение.
И красива и кругла.
Иль с картинкой, иль бела.
На столе её найду,
Положу в неё еду. Предлагаю вам пройти в наш музей и рассмотреть тарелки поближе. (Напомнить детям, что в музее руками ничего трогать нельзя.)Дети рассматривают тарелки.
4. Рефлексия.
Что мы нового узнали об истории тарелки (ответы детей) Сегодня мы с вами узнали много интересного о посуде, а что такое посуда, как вы думаете? Зачем она нужна человеку? Правильно, посуда нужна для приготовления, приёма и хранения еды. Она нужна человеку для удобства. Но о посуде нужно тоже заботиться. Как? Да, её нужно мыть, вытирать насухо, убирать на своё место в шкафчик. А также при пользовании обращаться с ней аккуратно, чтобы не разбить. Что вам понравилось больше всего? (лепить из глины, делать опыты, смотреть презентацию).