Любовь Лапшенкова
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Каргапольская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- познакомить детей с основными частями каргопольской барышни;
- познакомить детей со схемой последовательности лепки каргопольской барышни;
- познакомить детей с приемами лепки каргопольской барышни;
- формировать умение создавать образ каргопольской барышни;
- закрепление основных и дополнительных приемов лепки;
- формировать чувство формы (целостность и гармоничность)
2. Развивающая задача:
Публикация «Конспект НОД по лепке в подготовительной группе „Каргапольская барышня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- развитие творческого воображения в процессе решения художественных задач (создание образа каргопольской барышни);
- развитие пространственного мышления, воображения, логики, восприятия формы;
- развитие мелкой моторики в процессе лепки;
- развитие умения производить точные движения пальцами рук.
3. Воспитательная задача:
- формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
- формировать мотивационную, познавательную и эмоциональную сферу учащихся.
4. Словарная работа: каргопольская игрушка, барышня, кубок, кринок, миска, гончарный торг, «обварный», «болтушка».
3. Предварительная работа:
Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Изготовление детьми игрушек из глины.
Рассказ воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно–прикладного творчества, иллюстраций, альбомов; дидактические игры «Сложи целое», «Лото».
4. Подготовка материалов и оборудования.
Для воспитателя
Картинка города Каргополь, картинка изготовления каргопольской посуды, картинки каргопольских игрушек (глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных). На каждого ребёнка
Станки для лепки, клеёнки, глина (400-450 г на каждого, стеки, влажные тряпочки, фартуки, карточки-схемы лепки Каргапольской барышни.
5. Подготовка к НОПД :
а) воспитателя: напишу и выучу конспект, продумаю методы и приёмы соответственно теме и задачам занятия; подготовлю необходимый материал в соответствии с предъявляемыми требованиями.
б) детей: самообслуживание: каждый ребёнок берёт себе подставки для кистей, кисти;
дежурство: дежурные помогают расставить столы, оборудование для лепки.
Схема размещения детей
6. Ход НОПД.
Начинаю занятие словесной игрой (на стихи Е. Благининой).
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
И рисую, и леплю –
Очень это я люблю.
А своей сестре Валюшке
Сам я делаю … Правильно игрушки.
- Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки -
Это всё мои. Верно игрушки.
-Добрый день! Очень рада видеть Вас сегодня на занятии. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно игрушки
- А Вы любите играть с игрушками?
- А из каких материалов они могут быть? Правильно из пластмассы, ткани, железные, дерева…
- А в старину игрушки делали из дерева, соломы, кусочков ткани и конечно из глины. (Читаю стих о глиняной игрушке).
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
- Сегодня я Вас познакомлю со знаменитой каргопольской игрушкой. (Начинаю показывать картинки как делали каргапольские игрушки). Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Затерялся город Каргополь (Архангельска область) в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Чужих работ тут не видели, и местным гончарам не у кого было заимствовать приемы лепки и сюжеты. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.
Среди разных видов народной игрушки каргопольские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Чаще всего фигурки изображаются в действии: женщины что-то несут, возятся с детьми, мужчины пашут, сеют, рыбачат, могут быть кузнецами и т. п. Не забыты и праздничные темы: гуляние, выезд в гости, игра на гармошке или балалайке. Традиционной композицией, именуемой кадрилью, является одна или две пары и стоящий в стороне гармонист. Как правило, игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.
В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. Каргопольская глиняная игрушка сценична, в ней прослеживается явная обращенность к зрителю.
- За окном зима и холод. Как раз в это врем каргопольские мастера сидели дома и лепили каргопольские игрушки. А давайте мы с Вами на некоторое время превратимся в каргопольских мастеров и познакомимся с процессом лепки каргопольской барыни. Вы готовы к превращению в мастеров?
- А сейчас немного разомнемся, встаньте рядом со своим местом и повторяйте за мной:
Текст Движения
Солнце глянуло в окошко,
1,2,3,
Мы потянемся немножко,
1,2,3,
Надо нам присесть, привстать,
1,2,3,
Руки развести пошире,
1,2,3,
Наклониться,
1,2,3,
И на месте поскакать. Поворот к окну
Шаг
Потягивание
Шаг
Сесть, встать
Шаг
Развести руки
Шаг
Наклон
Шаг
Прыжки
- Молодцы, дружно выполняли упражнения. Присаживайтесь на свои места. У Вас на столе лежат тряпочки в них два куска глины: один большой, другой маленький. Большой кусок мы будем использовать для лепки барышни, а маленький на руки и головной убор. Давайте рассмотрим каргопольскую барыню. С каких основных частей она состоит? Юбка, туловище, руки, голова, головной убор. Если рассмотреть лицо у каргопольской игрушки, то можно обнаружить, выпуклый нос, а на месте глаз и рота дырочки. А сейчас мы с Вами приступаем к лепке, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику «Пальчики»
У меня есть две руки:
(Показывают руки, раскрыв ладони).
Левая и правая.
(Поднимают вверх левую руку, потом правую).
А на них есть десять пальцев,
Как команда бравая.
(Возвращают руки в первую позицию,
раздвинув пальцы).
Два больших, как генералы -
(Поднимают вверх большие пальцы обеих рук, остальные сгибают к ладоням).
Толстые и важные.
(Покачивают большими пальцами из стороны в сторону).
Указательные пальцы -
Смелые отважные.
(Выпрямляют указательные пальцы).
Вам покажут направленье,
Погрозят за поведенье.
(Выполняют движения по тексту).
В центре средние стоят –
Выше всех и вдаль глядят.
(Разгибают средние пальцы).
Безымянные потом -
(Разгибают безымянные пальцы).
Почему-то без имен.
(Разводят руками и пожимают плечами. Снова ставят руки перед грудью).
А мизинцы после них.
(Разгибают мизинцы).
Вот и все, окончен стих!
(Расслабляют руки и хлопают скользящими движениями ладонь о ладонь).
- Открываем свои тряпочки, берем большой кусок глины - это будущая барыня. Формируем с этого куска конус, морковку. При раскатывании глины на одну сторону слегка нажимаем, но не сильно. После этого необходимо закруглить острый конец морковки - это будущая голова. А теперь положите получившуюся морковку на ладонь левой руки и найдите центр основания конуса. Указательным пальцем в центре делаем углубление. Затем в углубление вставляем большой палец, а остальные 4 пальца кладем по, вверх морковки и начинаем вращать ее, постепенно продвигая большой палец вовнутрь. Повторим это движение несколько раз до образования колокола. Сильно давить нельзя, т. к. юбка барыни может искривиться или разорваться. Медленно вращайте до образования колокола и уменьшения толщины глины 5 - 6 мм. После того, как сделаете колокол, поставьте его на подготовленные листочки бумаги. Отделяем юбку от туловища линией талии (пояса) с помощью круговых движений больших и указательных пальцев обеих рук. Начало юбки и будет талией Вашей барыни. Затем вдавливаем шею повторяя то же самое движение и формуем голов.
– Чего не хватает у нашей барышни? Правильно рук, головного убора.
- Теперь мы будем делать руки. Для изготовления рук нам нужно раскатать палочку. Она должна быть толщиной как Ваш указательный палец и немного длиннее его. Получившуюся палочку разрезаем пополам. Затем место разреза обоих палочек прижимаем к дощечке, утолщаем его. Примазываем руки из двух палочек, формуем плечи. Затем скатываем маленькую горошинку и приклеиваем на лицо – это нос.
На голове у барыни будет шляпа. Для изготовления шляпы нам понадобится шарик с размер чуть меньше, чем голова. Затем получившийся шарик мы прижимаем к дощечке – это будет основание шляпы, а верхнюю часть вытягиваем круговыми движениями пальцев. У нас получается шляпа похожая на ведро. Основание шляпы смачиваем водой и приклеиваем к голове. После того как все части приклеены и всё изделие выглажено намечаем тонкой палочкой глаза и рот. Теперь она смотрит на Вас и улыбается. (Лепка Каргопольских барышень. По ходу работы обращаю внимание на технику выполнения).
- Молодцы! Вы, ребята, хорошо справились с работой, как настоящие мастера.
- Понравилось Вам быть мастерами? Какую игрушку мы лепили? Как она называется? Какие сюжеты характерны для этой игрушки?
- Ваша работа готова. Остатки глины собираем в один комок, а тряпочкой вытираем доску. Готовые работы несем на выставку.
(В конце НОД устраиваю выставку. Вместе выбираем лучшие работы, не забываю похвалить каждого ребенка, отмечаю в игрушке то, что лучше всего удалось).