Светлана Чернышева
Конспект НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №18 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Конспект НОД
Воспитатель: Чернышева С. Н.
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Программное содержание
Образовательные задачи: формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, приспособлении их к среде обитания; закреплять умение анализировать основные признаки предметов (форму, цвет, размер) используя все сенсорные функции
Развивающие: развивать связную речь у детей, логическое мышление; активизировать внимание и память детей, полноту зрительного, слухового и тактильного восприятия
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, рассматривание альбомов «Птицы», «Зимующие птицы», чтение рассказов о птицах, заучивание стихотворений, загадок
Словарная работа: зимующие птицы, маховое перо, пуховое перо, справа, слева, дальше, ближе, зерновая смесь.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц, карточки с контурным и силуэтным изображением птиц, картина «Птицы на кормушке», зашумленные рисунки, коллекция перьев, набор геометрических фигур на каждого ребенка, аудиозапись голосов зимующих птиц, слайды с изображением зимующих птиц, зерновая смесь, семечки, хлебные крошки, кормушка, книжки – раскраски «Птицы».
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в необычное путешествие в Долину Игр? Чтобы туда попасть, надо отгадать загадки.
(после правильного ответа детей появляется слайд с
изображением названной птицы)
Ребенок: Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках (снегири).
Ребенок: За синие крылья она так зовется
И в холод, и в зной ей так звонко поется.
В рубашечке желтой и впрямь невеличка
Так как же ее назовешь ты?. (синичка)
Ребенок: Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло (сова)
Ребенок: Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит (дятел)
Воспитатель: Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает (воробей)
В старину с собой в дорогу
Эту птицу брали.
Вместе с ней домой обратно
Письма отправляли.
Эта птица – почтальон
Вести приносила в дом.
Неспроста сейчас она-
Символ Мира и Добра (голубь)
Воспитатель: Дети, назовите одним словом всех птиц, о которых загадывали
загадки
Дети: Зимующие птицы
Воспитатель: Как вы думаете, почему они называются зимующие?
Даша: Они не улетают в теплые края.
Саша: Потому что они зимой живут рядом с нами.
Воспитатель: Чтобы путь нам продолжать
Надо скороговорку быстро сказать
1. Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок – сорок морок.
2. Проворонила ворона вороненка.
Воспитатель: А теперь идите прямо на волшебную поляну.
Волшебная поляна предлагает нам послушать голоса птиц.
Звучит аудиозапись с голосами зимующих птиц.
Воспитатель: Каких птиц вы слышали?
Кирилл: Я слышал карканье вороны.
Саша: Я слышал, как чирикал воробей.
Максим: Дятел стучал по дереву.
Даша: Я слышала голос синицы.
Воспитатель: За поляной будет лес,
Чтоб никто в нем не исчез –
Быстро в игры поиграйте
И смело путь свой продолжайте.
Игра «Разрезные картинки»
Ребенок из частей складывает целостное изображение
зимующей птицы.
Воспитатель: Какие птицы изображены на ваших картинках?
Саша: У меня нарисована синица.
Василиса: У меня нарисована ворона.
Армина: У меня – голубь.
Кирилл: У меня нарисован дятел.
Максим: У меня нарисован воробей.
Даша: У меня нарисована сова.
Никита: У меня нарисован снегирь.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем в другую
игру.
Игра «Чья тень?»
Воспитатель: Посмотрите на карточку и скажите, тень какой птицы у вас
изображена.
Никита: У меня тень снегиря.
Даша: У меня тень голубя.
Кирилл: У меня тень вороны.
Армина: У меня тень воробья.
Максим: У меня тень сороки.
Василиса: У меня тень совы.
Саша: У меня тень дятла.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику, чтобы
подготовить пальчики к следующей игре.
Пальчиковая гимнастика «Снегири.
За углом для птиц новинка «Шагают» пальцами по столу.
Там столовая «Рябинка».
Погляди – ка, детвора, Сжимаем и разжимаем кулачки.
Взошла красная заря.
Снегири, скорей проснитесь Открываем клювики.
И рябинкой угоститесь. «Клюют» пальцы в щепотке.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру
«Соедини по точкам»
Детям раздаются листы бумаги с точечным изображением птиц.
Надо соединить точки и получить целостное изображение
птицы.
Воспитатель: Какие птицы у вас изображены?
Дети: Сорока, воробей, синица, сова, голубь, дятел, снегирь.
Воспитатель: Дети, чем птицы отличаются друг от друга?
Даша: Они разные по цвету.
Воспитатель: Чем еще птицы отличаются друг от друга?
Василиса: Есть птицы большие и маленькие.
Воспитатель: Правильно, птицы отличаются по цвету и размеру.
А теперь разделитесь на две команды. Одна команда будет играть в игру
«Выложи птичку из геометрических фигур»
Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета и размера, необходимо выложить заданную птицу.
Другая команда играет в игру
«Большой – маленький»
Дети выкладывают птиц от самой большой до самой маленькой или наоборот.
Воспитатель: Ребята, проверьте, правильно ли выполнила задание каждая
команда?
Саша, справилась ли с заданием команда Кирилла?
Саша: Справилась
Воспитатель: Василиса, справилась ли с заданием команда Саши?
Василиса: Справилась
Воспитатель: Следующая игра
«Найди птицу»
На зашумленном рисунке надо увидеть птицу, сказать, как она
называется.
Воспитатель: Максим, как ты думаешь, Саша правильно назвал птицу?
Максим: Да, правильно.
Воспитатель: Даша, как ты думаешь, все ли дети правильно выполнили
задание?
Даша: Все дети правильно ответили.
Воспитатель: С заданием справились, друзья,
Теперь нас ждет веселая подвижная игра.
Подвижная игра «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка по бокам
В красных майках снегири. 4 поворота головы в сторону
Распушили перышки – «отряхиваются»
Греются на солнышке.
Головой вертят повороты головы
Улететь хотят. вправо – влево
Кыш! Кыш! Улетели! бегают и машут «крыльями».
За метелью полетели!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы покрыты перьями.
Они умеют летать.
Птицы вьют гнезда на деревьях.
У птиц из яиц вылупляются птенцы.
У птиц нет зубов.
Воспитатель: Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое
(рассматривают, сравнивают).
Ребята, чем отличаются эти перья?
Максим: Маховое перо длиннее пухового
Воспитатель: Армина, а ты как думаешь?
Армина: Пуховое перо мягче.
Воспитатель: Как человек использует перья в своей жизни?
Дети: Из перьев и пуха шьют подушки, ими утепляют пальто, куртки.
Игра «Угадай на ощупь»
Детям раздаются карточки. На них наклеены перья, кусочки
кожи, ткани, меха в разном порядке. На ощупь надо узнать, что
наклеено.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, Максим справился с этим заданием?
Армина: Да, он правильно ответил
Воспитатель: Справилась ли с заданием Василиса?
Кирилл: Справилась
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по Долине Игр
Воспитатель: Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)
Ребенок: «Кормушка».
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку
Угощенье ждет в кормушке.
Воспитатель: Посмотрите на картину «Птицы на кормушке». Давайте
рассмотрим, какие птицы прилетели на кормушку.
Дети: Ворона, снегирь, синица, сорока, воробей.
Игра «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?»
Воспитатель: Максим, посмотри на картину и скажи, какая из птиц
расположена к тебе ближе всех?
Максим: Ближе всех ко мне нарисован воробей.
Воспитатель: Какая из птиц находится дальше всех от тебя?
Максим: Дальше всех от меня находится сова.
Воспитатель: Василиса, какая птица сидит за сорокой?
Василиса: За сорокой сидит дятел.
Воспитатель: Кто сидит справа от сороки?
Даша: Справа от сороки сидит синица.
Воспитатель: Кто сидит слева от дятла?
Кирилл: Слева от дятла сидит сова.
Игра «Угадай, кого не стало?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину и запомните место
расположения птиц. Теперь закройте глаза, а я уберу одну или
несколько птиц с картины. Задание: назвать, какой птицы
(или каких птиц) не стало.
Воспитатель: Кирилл, какой птицы не стало?
Кирилл: Воробья
Воспитатель: Максим, какой птицы теперь не стало?
Максим: Совы
Воспитатель: У меня есть кормушка. Ребята, скажите пожалуйста, что мы
можем положить в кормушку для воробья?
Даша: Для воробья я насыплю зерновую смесь.
Воспитатель: Саша, а что еще можно положить для воробья в кормушку?
Саша: Хлебные крошки.
Воспитатель: Что мы положим в кормушку для синицы?
Максим: Синицы любят сало, положим его в кормушку.
Воспитатель: Как вы думаете, что едят голуби?
Василиса: Голуби могут клевать хлебные крошки, семечки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему зимой надо подкармливать
зимующих птиц?
Армина: Зимой холодно и голодно.
Кирилл: Зимой все покрыто снегом, птицы не могут найти себе корм.
Воспитатель: Мы с вами эту кормушку повесим на участке и будем наблюдать,
какие птицы будут к ней прилетать.
Воспитатель: Ребята, нужно помнить, что нельзя прекращать подкормку
птиц, потому что они будут держаться около кормушки. Заранее
надо позаботиться о кормах для птиц.
Воспитатель: Наше путешествие по Долине Игр закончено, пора возвращаться
в детский сад.
Воспитатель: На память о нашем путешествии я дарю вам книжки – раскраски
«Птицы».
Игра «Кто как кричит?».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, умения подражать крику зимующих птиц.
Игра «Разрезные картинки».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из частей целостное изображение.
Игра «Чья тень?».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальными объектами по силуэтному и контурному изображению.
Игра «Соедини по точкам».
Цель: развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, стимуляция и упражнение зрительных функций.
Игра «Выложи птичку из геометрических фигур».
Цель: закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину; создавать из геометрических фигур предметные изображения.
Игра «Большой - маленький».
Цель: учить зрительному анализу формы и величины предметов, выделять и словесно обозначать величину предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине.
Игра «Найди птицу».
Цель: учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения.
Игра «Угадай на ощупь».
Цель: учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств; использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект; развитие зрительной памяти.
Игра «Птицы на кормушке».
Цель: формировать зрительно – двигательные умения, учить обследовать планомерно и целенаправленно предложенные объекты, называть в процессе наблюдения близкие и дальние объекты.
Игра «Кто где сидит?».
Цель: обучать ориентировке в пространстве, выделять и называть словами место расположения объекта, выделять правую и левую стороны по отношению к себе.
Игра «Угадай, кого не стало?».
Цель: развитие зрения, зрительного восприятия, зрительной памяти; формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.
Игра «Накорми птичек».
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.