Юлия Стенякина
Конспект НОД «Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка»».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) в подготовительной группе по образовательной области «Художественная литература»
Тема: Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка».
Форма проведения НОД: чтение и обсуждение
Программа: Программа: «Из детства в отрочество» Т. Н. Доронова и др. (основные положения). – М. : Просвещение, 2007.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».О. С. Ушакова. М. : Сфера, 2002 г.
Публикация «Конспект НОД „Животные в неволе, В, Чаплина „Питомцы зоопарка““,» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
«Учимся рассуждать». Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста. Л. Г. Шадрина, Т. И. Штапакова, В. А. Маненькова. Тольятти, 2005г.
«Тризёнок в доме» Программа для родителей по развитию ребёнка-дошкольника на основе ТРИЗ-РТВ в условиях семьи. Железнова С. В. Тольятти, 2002г.
Разработчик конспекта НОД : АНО ДО «Планета детства «Лада», ДС №186 ,воспитатель I категории Стенякина Ю. И.
Классификация: НОД основана на деятельностном принципе — активное участие каждого ребенка в коммуникативном взаимодействии педагога и детей.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» : Расширить представление детей о природоведческой литературе.
«Коммуникация» : Развивать у детей связную речь, закреплять навыки доказательной речи.
«Чтение художественной литературы» : Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.
«Социализация» : Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое, любовное отношение человека к животным.
«Музыка» : Воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки).
«Безопасность» : Расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных ситуаций в природе.
«Здоровье» : Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом.
Цель НОД: Формирование целостной картины мира, развитие литературной речи.
Задачи НОД:
Познакомить детей с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе».
Продолжать совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Аргументированно излагать свою точку зрения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Форма организации: Групповая (подгрупповая)
Необходимое оборудование и материалы: Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» рассказ «Кинули, портрет автора Валентины Чаплиной ;выставка книг о животных, иллюстрации с изображением диких животных, запись голосов диких животных на CD-диске; морфтаблица; иллюстрации животных ; карточки с запретительными и разрешительными знаками.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: «Как слон спас хозяина от тигра» Б. С. Житкова, «Что случилось с крокодилом» М. Москвина, «Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель, С. Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке») и заучивание их наизусть,«Как зебра потеряла полоски»,
• Заучивание стихотворений: «Дикие животные»,«Верблюжьи колючки», «Животные»
• Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга.
• Сочинение сказки на тему «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца»
• Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных.
• Придумывание и отгадывание загадок о животных.
• Беседы: «Звери в лесу», «Животные жарких стран : Африка, Австралия, Южная Америка», «Животные Азии», «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика».
• Рассматривание и изучение энциклопедий о животных.
• Показ детям презентаций про животных разных мест обитания: «Животные саванны», …
• Совместно с детьми пополнить количество карточек с запретительными и разрешительными знаками, расширяя спектр действий с ними.
Работа с родителями:
• Изучение энциклопедий
• Беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран.
• Сочинение сказок на тему «Приключение лесного жителя»
• Изготовление книжек –малышек и составление рассказов по ним «Обитатели Европы», «Обитатели Азии», «Обитатели Южной Америки», «Обитатели Северной Америки», «Обитатели Австралии», «Обитатели Африки», «Обитатели Арктики», «Обитатели Антарктики».
Адресат: дети 6-7 лет
Современные образовательные технологии: ТРИЗ, здоровьеразвивающие технологии (элементы дыхательной гимнастики, элементы сказкотерапии.
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Инициация: Дети садятся полукругом возле выставки книг.
В. : Ребята, я хочу пригласить вас в познавательный мир книг о животных. А сейчас давайте вспомним стихотворения С. Маршака «Детки в клетке».
Вхождение или погружение в тему:
Дети выходят по одному, читают стихотворения С. Маршака «Детки в клетке» и ставят на полочку изображение животного, о котором стихотворение.
В. : - Кто написал эти стихотворения?
Д. : -Самуил Яковлевич Маршак.
В. : - О ком они?
Д. :- О животных.
В. : -О каких животных?
Д. : -О диких животных.
В. : - Чем отличаются дикие животные от домашних?
Д. :- Дикие животные живут в лесу, а домашние рядом с человеком.
В. : - Где их можно увидеть у нас?
Д. : -В цирке, в зоопарке, в телевизоре, в книге и т. д.
Д/и «Кто как защищается?» (морфанализ) (по ТРИЗ)
Цель: устанавливать способы защиты животных от холода, жары, засухи во внешнем строении, образе жизни, способе питания; устанавливать причинно-следственные связи; между природными условиями, строением тела, повадками; аргументировано излагать свою точку зрения.
Воспитатель, расчертив морфтаблицу, в которой по горизонтали идут способы защиты от холода (или жары, а по вертикали разновидности животных, предлагает ребёнку крестиком выделить клетку напротив того животного, которого он узнал.
свойства Толстый мех Толстый слой жира Зимняя
спячка Дупло, нора
Лиса + +
Волк + +
Медведь + + +
Лев +
Формирование ожиданий воспитанников:
Рассказ воспитателя о писательнице В. Чаплиной, знакомство с её творчеством.
1)Беседа.
В. : -Сегодня я вам расскажу об одной девочке, которая очень любила животных. Она жила в Москве в прошлом веке. Девочка эта очень любила животных. У нее дома постоянно воспитывались какие-нибудь птенцы, щенята, зайчата. Но для того, чтобы животные жили в неволе, одной любви недостаточно; нужно знать их «жизнь», чем их следует кормить, как устроить их жилище. И девочка поступила в кружок юных биологов при зоопарке. Биологи изучают жизнь природы. Но в кружке дети еще и ухаживали за животными, заботились о них, кормили, убирали их клетки. Посещая кружок, девочка выбрала себе занятие на всю жизнь: она стала заниматься воспитанием маленьких зверят. Девочка выросла, стала хорошим специалистом и решила написать книгу о своих питомцах. Звали эту девочку Валентина Чаплина. (дети хором повторяют ее имя, ставится портрет с именем писательницы)
Интерактивная часть:
В. : - Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Кинули» из ее книги «Питомцы зоопарка».
2)Чтение рассказа.
3)Обсуждение после прочитанного рассказа.
В. :- Рассказ из какой книги мы с вами прочитали? Кто написал эту книгу?
Д. :- Книга называется «Питомцы зоопарка», которую написала В. Чаплина.
В. :- С кем изображена писательница?
Д. :- С львёнком.
В. : - Как зовут львенка?
Д. :- Его зовут Кинули.
В. :- Что мы о нем знаем?
В. :- Что случилось в трамвае? В аптеке?
В. : - Как Кинули играла с детьми?
4)Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики
(дети выполняют движения по тексту).
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
5) В. : - А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Знаток правил» (по ТРИЗ)
Д/и «Знаток правил» (по методу зрительной символической аналогии, а так же по функциональному подходу)
Цель: упражнять детей в умении пользоваться зрительными моделями-символами обозначать некое запретительное действие; упражнять в дифференциации моделей-символов по сферам действия и назначению знака.
В. :-Играя в эту игру, мы с вами закрепим правила поведения с животными
в лесу, на пляже, в огороде, в зоопарке, на у лице и т. д.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку понравившегося животного (домашнего или дикого) и правильно подобрать к нему знаки-символы по назначению (запретительные, разрешительные). При этом ребенок должен объяснить свой выбор полным ответом.
6)Воспитатель предлагает детям прослушать на СD-диске запись голосов диких животных.
7)Подведение итогов.
В. : - С какой книгой мы сегодня начали знакомиться?
- Кто ее автор?
- О ком эта книга?
- Ребята, а как бы вам хотелось помочь животным зоопарка?
Ответы детей.