Ковтунова Галина
Конспект НОД «Животные и птицы нашего края» с детьми старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей разновозрастной группы «Животные и птицы нашего края»
Воспитатель: Ковтунова Г. В.
Актуальность. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.
Публикация «Конспект НОД „Животные и птицы нашего края“ с детьми старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Уточнять и расширять представления детей о животных и птицах, их внешнем виде. Совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь по теме. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать любовь к природе.
Задачи:
Образовательная:
1. дать представления детям о животных и птицах, среде их обитания, внешнем виде, повадках ;
2. закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
3. формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
Развивающая:
создать условия для развития внимания, памяти, речи, кругозора, умений и навыков, развивать познавательный интерес ребят;
Воспитательные:
воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о нашем родном крае;
- Рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах.
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация, мешочек с семенами.
Ход занятия.
Воспитатель : Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.
Дружба – объединяет не только нас с Вами но и всех людей на Земле. А еще нас объединяет Родина она есть у каждого из нас. И как же называется наша общая большая Родина? (Ответы детей) В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок – область, район, село, улица, дом, где мы живём.
Это наша малая Родина. Наша малая родина- это Ростовская область. А как называется наш посёлок? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Наш посёлок называется Краснопартизанский.
Воспитатель: Ребята, а у нас есть лес? (Ответы детей) У нас нет леса, но у нас есть степь.
И сегодня я вам предлагаю путешествие по нашей родной степи.
Тогда присаживайтесь на стульчики, а я прочту вам стихотворение, которое нас отправит в путешествие:
Ростовская область – край мой родной,
Дороже земли в мире нет,
Люблю я раздолье твое и покой,
Над Доном туманный расцвет,
Любимый мой край, я в тебя влюблена,
В тюльпанный твой запах степной,
Здесь я родилась и моя здесь страна
Не надо земли мне иной.
Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей степи. Ребята, природа нашего края очень красива и разнообразна. А отправились мы сюда, чтобы познакомиться с животными и птицами, которые живут у нас.
Звучат голоса птиц (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, а голос каких птиц вы узнали? (Ответы детей) Слайд №2
Воспитатель- Птиц, обитающих на территории нашей степи очень много.
- Каких птиц вы ещё знаете? (Ответы детей).
В степи и у нас дома всегда можно услышать стук дятла. (Звучит аудиозапись). Слайд №3
Зимой тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице"дятел. Найдёт дятел дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Питаются дятлы насекомыми. Дятла называют лесным доктором. Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда.
Воспитатель: А вот следующая птица, отгадайте загадку:
Живёт он очень много лет,
Но, несмотря на возраст, чёрен,
Хранитель тайн, предвестник бед,
Мудрейший и коварный. Ворон
Слайд№ 4 Вороны разоряют большое количество птичьих гнёзд - любят полакомиться яйцами. Пожирают зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое. Ворона - птица очень осторожная и умная. Однако серые вороны, которые живут у нас, назойливы до наглости. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде тоже спокойны и смирны. Зимой вороны иногда присоединяются к стаям грачей.
Воспитатель:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, — а все же птица!
(Воробей)
Слайд № 5 Воспитатель. Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на деревьях, ветках кустарников и задорно чирикают. Живут воробьи в городе, и в деревне, рядом с человеком. Почему воробьи так любят соседство с людьми?
(люди их подкармливают)
Воспитатель: Да потому, что живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно весной свить гнездо.
Воспитатель. Строительство гнезда – дело нелегкое. Птицы летают, тащат в клювах перышки, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка. Воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы не боятся человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом у кота.
Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек. Вам интересно, что в мешочке? В мешочке корм для воробьёв. Чем питаются эти птицы? (Ответы детей). Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан. Дети на ощупь определяют корм птиц. ( В мешочке насыпаны: семечки, хлеб, семена растений)
Воспитатель: Следующая птица :
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…
(сорока)
Слайд №6 Сорока – это птица с которой мы знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешке «Сорока - ворона». Кто же не знает знаменитую считалочку про сороку - белобоку? Помните?
Сорока - белобока
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Ты в лес не ходил,
Дров не носил,
Тебе кашки не дам!
Слайд 6 У сороки по бокам перышки белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - перья на нём с красивым зеленоватым отливом. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Корм сорок разнообразен- сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.
Воспитатель: А эта птица большая и очень красивая:
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Слайд №7 Живут журавли около водоёмов, которые граничат с полями. Птицы эти умеют плавать, высоко и красиво летают. Это умные, храбрые птицы. С раннего утра журавли заняты поисками пищи, всевозможных земноводных, мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Но всё-таки главный их корм составляют семена, почки, клубни и корешки.
Физкультминутка. «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили некоторых птиц, которые живут у нас. А теперь поговорим о животных, которые живут в наших степях.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала Да побежала. (Еж)
Слайд № 9 Кто это, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Это ушастый ёж. Этот симпатичный маленький зверёк весит от 200 до 500 г, длина его тела 14 – 27 см. Ушки, длиной до 5 см очень подвижны и отменно все слышат. Глаза хорошо видят, и чутьё не подводит. Иголки растут только на спине, а бока и брюшко покрыты густым мягким и коротким мехом. Мордочка животного заостренная, носик черный, длинные усы. Окрас от светло-серого до светло-коричневого цвета. Встречаются и совсем темные особи, коричневые и даже черные. На сильных коротких лапках по пять пальцев, с острыми коготками.
Воспитатель: Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
Слайд № 10 Воспитатель: Волк – это дикое или домашнее животное? (ответы детей)
Волк – лесной и степной житель, крупный зверь, внешне очень похожий на собаку. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большая голова с широким лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх.
Воспитатель: Следующий представитель:
Под землею коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто. (Крот)
Слайд № 11 Крот - маленький, одетый в черную шубку зверёк, ведущий подземный образ жизни. Встречается на огородах, полях в садах и парках. Живёт крот в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их.
Почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах. Поэтому увидеть крота на поверхности земли удается редко. Длина обыкновенного крота примерно с мою ладонь. У него продолговатое крепкое тело, маленькие, но сильные розовые лапки, с острыми коготками. Ладошки розовые, широкие, как лопатки, приспособленные для рытья и отгребания почвы вбок и назад. Как вы думаете, чем питается крот? (Ответы детей)
Воспитатель: В основном кроты питаются дождевыми червями, слизнями, личинками гусениц и жуков, земноводными и мелкими грызунами. Бугорки на поверхности почвы, которые создает крот (кротовины, — это ловушки. В кротовинах животное оставляет мускусные метки — их запах привлекает червей.
Гимнастика для глаз.
Наши глазки устали. Давайте сядем на ковер и немного отдохнем.
(Дети садятся полукругом напротив воспитателя).
(Дети в воздухе глазками рисуют круг, треугольник и прямую линию от пола до потолка, потом закрывают глазки, чтобы отдохнуть).
Воспитатель: Ой, ребята, пока мы отдыхали, все слова в моем конспекте перепутались. Помогите мне разобраться.
Словесная игра «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка – лисята, они живут в логове
У медведя – зайчата, они живут в норе
У белки – волчата, они живут в берлоге
У волка - бельчата они живут в дупле
У зайца - медвежата они живут в берлоге
У лисы – волчата они живут в дупле.
Воспитатель: Этого зверька вы очень хорошо знаете. Его часто можно встретить даже около дома.
Посмотри, дружок, постой,
Видишь - впереди косой.
Выглянул он из куста,
Не кричи - даст стрекача.
Шубку он свою меняет:
Зиму в белой коротает,
Летом в серую одет.
Зайца цвет спасет от бед.
Слайд № 13 Воспитатель: Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. Мы, ребята, живем на юге нашей страны и снег зимой у нас бывает не всегда. Поэтому зайцам, живущих в наших степях, не нужно менять серую шубку на белую, к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут - светло-серую. Они называются зайцы-русаки. А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать. Мех зайца-русака короткий и густой. Подшерсток местами белый, местами темно-рыжий. Окраска меха земляного цвета, на шее желто-бурая с черными крапинками, на животе - белая. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чтобы их не заметили хищники. Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей).
Воспитатель: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора деревьев. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево, кору зайцы сгрызут дочиста.
Воспитатель: Есть ещё один небольшой зверек, который живёт у нас. Отгадайте загадку.
Есть у нас уютный дом,
Под землей мы в нем живем.
Детям нам сказать пора:
Дом - … (мышиная нора).
Слайд № 14 Воспитатель: Полевые мыши живут в поле, вот поэтому их так называют.
Чем питаются полевые мыши? (Ответы детей)
В полях сеют злаки, которыми и любят полакомиться мышки, - пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо. Зернышки всех этих злаков очень любят мыши. Они бегают между созревающими колосками и поедают упавшие на землю зернышки. Подземная нора, построенная в поле, очень удобна для полевых мышей. Во-первых, в поле земля мягкая, и мыши острыми зубами-резцами могут быстро прорыть себе норку. Во-вторых, рядом есть корм. В-третьих, нора защищает мышей от холода. И наконец, в норке мыши прячутся от врагов. Получается, что мышиная нора полна запасов и спасает грызунов от мороза, голода и от врагов.
Какие враги есть у полевых мышей? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру. Я буду задавать вопросы вы должны отвечать только ДА или НЕТ.
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.
Рефлексия.
1. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
2. О каких животных и птицах вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Никогда не обижай – ни пчелу, ни мошку.
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко.
Ни кузнечика в траве, скачущего ловко.
Ни блестящую в листве – божью коровку.
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого.
Ни за что и никогда не обижай живого!