елена твердохлебова
Конспект НОД по формированию этических норм «Волшебные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Занятие «Волшебные слова» (добрые пожелания).
Цель: овладение детьми этических норм поведения
Задачи:
Развивающие: Развивать культурно-личностные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками.
Обучающие: Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к людям, друг другу. Учить, отвечая на вопросы воспитателя – находить как можно больше вариантов вежливых слов и обращений. Дать понятие и закрепить, что такое вежливость, волшебные слова, комплимент.
Публикация «Конспект НОД по формированию этических норм „Волшебные слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Воспитательные: воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к друг другу и окружающим.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, рассказ Е. Фролова «Кто вырастил яблочко?», яблоки. Этюд «Золотые капельки» Д. Христова, «Осенний сон» А. Джойса, «Вместе весело шагать», ауди диски.
Предварительная работа.
Чтение – обсуждение: «Волшебное слово» Осеева; «Шла вчера я по Садовой» А. Барто; «Урок вежливости» С. Маршак; «Вежливый кролик» - мексиканская сказка; «Мальчик и колокольчики ландышей» В. Сухомлинский»; «Будем знакомы» Г. Остер.
Беседы: «Благодарность»; «Спасибо природе»; «Будь вежливым»; «Наши добрые слова»; «Почему слова называют волшебными».
Обсуждение пословиц : «Хорошую речь хорошо и слушать»; «Доброе слово сказать – посошок в руку дать»; «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет»; «Слово не стрела, а к сердцу льнет».
Решение ситуаций:
Таня сказала Никите: «Какой ты умный!», а про себя подумала: «Не такой ты и умный». Как оцениваете Танины слова и мысли?
Павел подошел к саше и сказал: «Давай дружить.», но Саша ничего не ответил и убежал. Паше стало обидно. Что бы вы сказали паше и Саше.
Соня сама представляется Кристине, чтобы завязать знакомство. (обыгрывание ситуации).
Домашнее задание родителям и детям.
Придумать игру, закрепляющую правила знакомства.
Произносим дома как можно больше вежливых слов.
Рисование «Вежливые слова». Попросить нарисовать сердце, а внутри него все, о чем их сердца воспоминают с добром.
Индивидуально беседа с родителями «Культура поведения ребенка».
Ход занятия:
Звучит вальс «Осенний сон» А. Джойса.
Воспитатель: Давным – давно на одной планете жил Маленький принц. Возле его дома «росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков…». Как-то раз, из зерна, занесенного неведомо откуда, появился крохотный росток, не похожий на все остальные. Он быстро тянулся ввысь и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. «И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки ростка раскрылись… И красавица сказала, позевывая:
- Ах, я на силу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрёпанная.
Маленький принц не смог сдержаться от восторга:
- Как вы прекрасны!
А она вскоре заметила:
- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…
Маленький принц смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой».
Воспитатель: Вы узнали эту сказку? Правильно. Это сказка про «Маленького принца». В ней Маленький принц заботился о цветке. Какие вежливые слова сказал цветок маленькому принцу? Какое настроение было у Маленького принца, когда он ухаживал за цветком?
Иногда у человека бывает грустное настроение. Но чье-либо доброе, ласковое приветствие может улучшить его, сделать день радостным и светлее.
Какие слова мы называем добрыми и почему? Какие еще мы можем назвать добрые слова? (Волшебными) Почему? Что такое комплимент? Какие комплименты вы знаете? Кому говорят комплименты?
Воспитатель: Я думаю, что вы знаете много вежливых слов, поэтому мы сейчас поиграем: я буду бросать вам мяч и говорить предложение, а вы в ответ будете называть вежливые слова, чтобы закончить предложение.
Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем….
Когда я прихожу в детский сад, то говорю…
Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу….
Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то говорю….
Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что-то очень важное, то я говорю….
Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю….
При прощании я всегда говорю….
Когда я встречаю друга, то говорю….
Когда я обращаюсь за помощью, то говорю….
Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Как надо вести себя, чтоб вас назвали вежливыми людьми? (люди станут злые, невнимательные, недоброжелательные)
- А вам нравится гулять в цветущем саду? (да). Я вас приглашаю на прогулку в яблоневый сад.
Звучит музыка «Вместе весело шагать».
Двигательное упражнение «Прогулка».
В сад отправимся гулять – дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропинке пойдем – (идут змейкой друг за другом гуськом)
На носочки встали –(бегут на носочках) – и в сад прибежали.
Ноги выше поднимаем, (ходят высоким шагом, перешагивая через кочки)
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке, (маршируют)
Мы весело шагаем.
Воспитатель: Мы пришли в яблоневый сад. Посмотрите, ребята, сколько здесь цветущих яблонь, как шумит их листва, а над цветочками кружатся в полете пчелы. Присаживайтесь и послушайте сказку, которая называется «Кто вырастил яблочко?» Е. Фролова.
«Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
- Ой, какое яблоко! Спасибо мамочка.
- Не меня благодари, Настенька, - ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку.
- Дедушка, - сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
- Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыбнулся садовник, - без его теплых лучиков яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: «И мама, и яблоня, и садовник – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти».
Вопросы к сказке:
- Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?
- Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
- Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего и объясните почему.
Воспитатель: А кому бы вы сейчас хотели сказать спасибо (солнцу, небу, траве, деревьям).
Ответы детей.
Ребята, деревья услышали ваши добрые слова, оставили вам в благодарность – яблоки.
Игра «Вкусное яблоко».
Воспитатель разрезает на 4 части яблоко, удаляет сердцевину и угощает четырех детей. Дети, получившие яблоко сами делят свою часть и передают его другим. При этом каждый ребенок, получивший часть яблока, произносит слова благодарности.
Воспитатель: Чтобы сад был цветущим, плодоносным и красивым нужна вода. Слышите, где-то журчит ручей (звуки журчащего ручья, а чтобы у людей были добрыми взаимоотношения нужны комплементы.
Игра «Вежливый ручеек».
Дети становятся парами друг за другом, держась за руку, поднимают их вверх. Ведущий должен пройти сквозь них, выбирает себе пару и становится в конце ручейка. Выбранной паре нужно сказать комплимент. Потерявший пару становится ведущим.
Психогимнастика: этюд «Золотые капельки» под музыкальное сопровождение Д. Христова «Золотые капельки»
Ой, ребята, заигрались мы, посмотрите, набежала туча, идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребята подставляют лицо золотым каплям дождя. Приятен теплый, летний дождь. Туча улетела и теплый луч солнца упал на землю в нашем саду и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос цветок. Нежится он под солнышком лучами, поворачивая свою голову вслед за солнцем. (Дети сидят на корточках, голова и руки опущены. Поднимается голова, расправляется корпус, руки в стороны – цветок расцвел, голова слегка откидывается назад, улыбка).
А теперь я дам вам задание.
Творческое задание «Доброе дело».
Раздаю детям карточки с рисунками явлений окружающего мира (солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, дождь, лейка). Каждый ребенок должен рассказать о доброте того кто ему достался на картинке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали его друзья.
Например: поит – поливает – вода, укрывает, защищает от непогоды, дарит уют – дом.
Воспитатель: В народе существует много пословиц о труде, о добре и зле, о вежливости. А кто мне скажет, что такое пословица? (ответы детей)
Я сейчас вам назову пословицы, а вы мнескажите, что они обозначают? «Благодарностью сердце украшается» ?
«Доброе слово сказать – что дождь в засуху»?
«Не будь приметлив, а будь приветлив»
Вы правильно понимаете пословицы. Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» : (Называю слова, характеризующие поступки или черту характера. Дети должны назвать слово с противоположным значением).
Вежливый –
Ласковый –
Внимательный –
Честный –
Смелый –
Жадный –
Трудолюбивый –
Плохой –
Игра «Школа вежливости».
Воспитатель: Ребята, сейчас вам надо выполнить задание. Разделитесь по парам. Каждой паре даю задание: придумать и показать небольшие сценки – диалоги между приветливым воспитателем и ребенком; водителем и пассажиром; покупателем и продавцом; бабушкой и внуком.
Отлично справились с заданием. А теперь мы попробуем вырастить «Цветок доброты».
Игра: надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. У каждого ребенка в руках лепестки от нарисованного цветка. У воспитателя – серединка этого цветка. Серединка передается по кругу со словами комплимента рядом сидящему ребенку. После проговаривания комплимента ребенок прикрепляет к сердцевине лепесток. В конце обратить внимание детей как расцветет цветок от комплиментов.