Наталья Андрюшина
Конспект НОД во второй младшей группе «Как готовились щи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «История щей. Что любили готовить на Руси».
Образовательная область: «Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие».
Цель: познакомить детей с историей появления щей в России и с тем, как готовить и какие овощи нужны для их приготовления.
Задачи:
Материалы: чугунок, корзинка с овощами, нарезанные овощи (лук, морковь, капуста, картофель, помидор, ложечки, салфетки, интерактивная игра «Приготовим щи».
Логическая основа образовательной ситуации.
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе „Как готовились щи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Основная образовательная цель Познакомить детей с историей появления щей в России и с тем, как готовить и какие овощи нужны для их приготовления.
Новое значение = детское открытие В чем готовились щи, истории про овощи, чем они полезны, какие овощи на вкус.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Отгадывание загадок про овощи.
Найти на столе нарезанный овощ и отнести в чугунок.
Физ. минутка, с показом движений приготовления щей.
Интерактивная игра: «Приготовление щей».
Причина затруднения Не знаем способ приготовления щей, и какие овощи нужны для их приготовления.
Цель деятельности чтобы преодолеть затруднения Узнать способ как приготовить щи, и какие овощи нужны.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию:
Входим в группу.
Сюрпризный момент: посмотрите ребята, что это здесь? Ой такое тяжёлое, помогите мне пожалуйста.
Ой да это чугун! В нем на Руси готовили еду. Скажите, а сейчас в чем готовят еду? (кастрюля, сковородка)
У каждого из нас есть любимые блюда. А какие у вас любимые блюда? Что любит готовить мама? (Ответы детей)
Многие из этих блюд знакомы с давних времен.
2. Актуализация знаний:
А у меня для вас есть сюрприз! (воспитатель показывает детям корзину)
Как вы думаете, что в корзине? Посмотрите скорей. (Ответы детей) картошка, морковка, лук, капуста, помидоры.
Что же это? Как можно назвать одним словом? (Овощи)
Эти овощи нам хорошо знакомы, и люди уже очень давно научились готовить из них щи. Щи – это одно из любимых блюд русского народа и в старину, да и сейчас тоже. Недаром в пословицах говориться: «Щи да каша – пища наша», «Где щи, там нас ищи».
3. Затруднение в ситуации:
Хотите узнать и сами научиться готовить щи, как готовили щи из свежей капусты наши бабушки?
Как вы думаете, что-же нужно сделать, чтоб приготовить щи? (Взять овощи, положить в чугунок и поставить варить). Это правильно? Как вы думаете? (Ответы детей)
Для начала, овощи надо помыть. Затем, все овощи нужно почистить и порезать.
4. Открытие нового знания:
Внимание отгадайте загадку:
1. «Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…»
— лук —
В щи, как и в большинство других супов, раньше всего кладут репчатый лук.
Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям, он еще и целебен, и полезен для здоровья.
Есть такая поговорка: «Лук от семи недуг» - то есть он помогает от семи болезней. Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты луком.
Ну а теперь предлагаю пройти со мной к столу. И там найти нужный нам овощ. (лук)
(Воспитатель предлагает детям попробовать лук).
Какой лук на вкус?
(Предложить желающему помочь. Взять тарелочку с нарезанным луком и высыпать его в чугунок)
2. Следующая загадка:
«Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?»
— морковь —
Следующий овощ – это морковка.
А когда-то, морковь была белого цвета и диким растением. После того как люди узнали, что морковь содержит витамины, они стали сажать ее у себя, на огороде и ухаживать за ней. После этого морковь изменила цвет и стала оранжевой.
Морковь содержит витамин А, это витамин роста. Этот витамин нужен всем, чтоб хорошо расти. В народе так и говорили: «Морковь прибавит кровь».
Пройдем за стол и найдем натертую морковь.
(Воспитатель предлагает детям попробовать морковь).
Какая морковь на вкус?
(Предложить желающему помочь. Взять тарелочку с натертой морковью и высыпать ее в чугунок)
3. Слушаем еще загадку:
«Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее?»
— Капуста —
Теперь очередь за капустой. С давних пор белокочанная капуста – народная любимица. В старину русская деревня круглый год кормилась капустой, которую можно было заквасить, запастись на зиму.
Кочан состоит из множества листьев, тесно прижатых друг к другу.
Пройдем за стол и найдем нужный нам овощ (капусту)
(Воспитатель предлагает детям попробовать капусту).
Какая капуста на вкус?
(Предложить желающему помочь. Взять тарелочку с нашинкованной капустой и высыпать ее в чугунок)
4. У меня есть еще загадка:
«Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?»
— картофель —
Когда-то давно, картошка росла только в Америке. А на Руси ее не было. Как-то раз мореплаватель Колумб привез семена картофеля в Европу, люди попробовали эти семена выращивать у себя. С тех пор люди считают картошку вторым хлебом и едят ее почти каждый день. Мы едим картошку в разном виде (Ответы детей) жареную, картошка пюре, круглая вареная картошка, запечённая в духовке.
Предлагаю вернуться к нашему столу и найти тарелочку с картофелем.
(Предложить желающему помочь. Взять тарелочку с нашинкованной капустой и высыпать его в чугунок)
5. И последняя загадка:
«Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный…»
— помидор —
И последний овощ, который добавляют в щи – это помидор. На его родине, в Южной Америке, его называли «томат». Этот овощ может быть разного цвета (показ слайда) и имеет два названия «помидор» и «томат».
Пройдем к столу и возьмем последний овощ, который остаётся положить в щи.
(Желающие могут попробовать помидорчик)
Какой помидор на вкус?
Физ. минутка:
Чищу овощи для щей. (трем кулачки)
Сколько нужно овощей? (руки в стороны)
Три картошки, две морковки, (3 хлопка, 2 притопа)
Луку полторы головки, (прыжок)
Да петрушки пучок, (встряхиваем кисти рук)
Да капусты кочанок. (круговорот руками)
Потеснись-ка ты, капуста, (сжатие
От тебя в кастрюле густо! пальчиков)
Раз-два-три, огонь зажжен. (3 хлопка, присели)
Помешали, посолили. (демонстрируем движения руками)
Щи сварили! (руки в стороны)
Всех ребят, мы угостили! (повороты в стороны)
5. Включение нового знания в систему знаний:
Интерактивная игра: «Приготовим щи». (Дети выполняют действия и комментируют их)
6. Осмысление:
Ну что ребята, теперь мы с вами знаем как готовятся щи! И какие овощи для их приготовления нужны. (Ответы детей)
Я думаю, что теперь, вы вместе с мамой дома, обязательно приготовите – щи. А потом нам расскажите, какие они получились вкусные и полезные.
А сейчас предлагаю нам взять наш чугунок с овощами и отнести на кухню повару. И он нам приготовит вкусные щи, которые мы все дружно покушаем на обед.