Нургуль Крикунова
Конспект НОД «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний детей о характерных признаках весны, расширить знания о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные: формировать знания детей об особенностях внешнего вида птиц, их жизни и приспособления к среде обитания в весенний период.
Развивающие: развивать элементы логического мышления.
Речевые: активизировать словарь детей по теме, закреплять названия перелетных птиц, весенние приметы, употреблять обобщающие слова.
Публикация «Конспект НОД „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: воспитывать дорое, бережное отношение к природе и к птицам.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Организация детской деятельности
Воспитатель: Слайд 1. Здравствуйте ребята! Меня зовут Нургуль Данияловна. Сегодня я вам предлагаю поговорить о весне и о перелетных птицах. Но прежде я хочу поделиться своим хорошим, весенним настроением, а для этого я предлагаю встать в кружок и произнести волшебные слова:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Молодцы, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.
Сейчас я вам прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака. Послушайте внимательно.
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно. А сейчас у нас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Умничка. А какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Март
Воспитатель: Какой по счету весенний месяц март?
Дети: первый.
Воспитатель: Молодцы! Слайд 2. После долгой зимы наступила весна, а весной происходит много чудес. Ребята, я вам предлагаю встать в круг. Посмотрите у меня в руках волшебный цветок, я вам предлагаю передавать друг другу этот цветок, и при этом вспомнить и назвать, какие же чудеса происходят весной. Например, весной снег тает и превращается в воду. Скажите, что еще происходит весной?
Дети: (дети передают по кругу цветок и называют, что происходит весной)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, а как одним словом можно назвать то, что мы перечислили?
Дети: Приметы весны. Слайд 3.
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стулья. Очень много чудес происходит весной. Но самое главное чудо — это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья. Слайд 4. Как назвать одним словом птиц, которые на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно?
Дети: Эти птицы называются перелетными.
Воспитатель: А в какое время года они улетают в теплые края?
Дети: Осенью.
Воспитатель: А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что осенью становится холодно, все насекомые прячутся, гибнут, птицам становится нечего есть.
Воспитатель: Слайд 5. Ребята вставайте со своих стульев, немного отдохнем.
По лесу мы гуляем,
За природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо-влево)
Вверх на солнце посмотрели
И нас лучики согрели (поднимаем голову вверх, обнимаем себя руками)
Птички в гнездышках сидят (приседают)
Птички по небу летят (взмах руками)
И по кочкам скачут (прыгают на месте)
И никто не плачет (ходьба на месте)
Присаживайтесь на стулья. Ребята, а загадки отгадывать любите?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно! Тогда слушайте первую загадку.
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица … (Грач)
Дети: Грач. Слайд 6.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд. Грач постоянный спутник тракториста. Он ловко выхватывает из земли жуков, червяков, пауков. Грачи прилетают к нам самыми первыми, гнезда вьют высоко н деревьях. Слушаем следующую загадку:
Эту птичку всякий знает,
На шесте ее дворец.
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день … (Скворец)
Дети: Скворец. Слайд 7.
Воспитатель: Скворец красивая черная птица с небольшими белыми пятнышками по всему телу. Селится скворец в скворечниках, развешенных для него людьми. Скворец поет, подражая голосам других птиц. Следующая загадка.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Голосистее, нежней.
Кто же это?
Дети: Соловей. Слайд 8.
Воспитатель: Верно! Соловей – небольшая птичка, серенькая, грудка беленькая, большие темные глаза и чуть рыжеватый хвостик. Люди любят соловья за красивую, звонкую, нежную песню. Соловей вьет гнездо в кустарнике. Следующая загадка.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
Что это за птица, ребята?
Дети: Ласточка. Слайд 9.
Воспитатель: Молодцы! У ласточки стройное тело и длинные узкие крылья. Клюв короткий, лапки маленькие и длинный хвостик. Ласточки спускаются на землю крайне редко и неохотно, пьют воду и добывают пищу на лету. Слайд 10. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Вставайте со стульчиков. Слайд 11. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Назовите птиц, которых вы видите.
Дети: Ласточка, воробей, грач, скворец
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая птица лишняя и почему?
Дети: Лишняя птица воробей потому, что она зимующая, а все остальные перелетные.
Воспитатель: Слайд 12. Посмотрите на экран. Назовите птиц, которых вы видите.
Дети: Ворона, соловей, голубь, ворона.
Воспитатель: Какая птица здесь лишняя?
Дети: Соловей.
Воспитатель: Слайд 13. Следующий слайд. Назовите птиц.
Дети: Грач, синица, ласточка, скворец.
Воспитатель: Какая птица лишняя?
Дети: Синица.
Воспитатель: Слайд 14. Молодцы. Я предлагаю размять наши пальчики.
Грачиха говорит грачу (сжимают и разжимают пальцы)
«Слетай с грачатами к врачу» (соединяют большие пальцы, остальными машут, как крыльями)
Прививки делать им пора
Для укрепления пера (сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Слайд 15. Пройдите, пожалуйста, за столы. Присаживайтесь. У вас на столах лежат образцы моделей птиц из геометрических фигур. Ребята, выберите, пожалуйста, ту птицу, которая вам нравится. Выбрали?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо. А сейчас ваша задача собрать из геометрических фигур ту птицу, которую выбрали.
Дети собирают птиц.
Воспитатель: Молодцы! Понравилось вам собирать птиц из геометрических фигур?
Дети: Да.
Воспитатель: Слайд 16. Ребята, я приготовила вам еще одно очень интересное задание. Проходите, вставайте вокруг тола. У нас на столе три круга. На большом круге картинки с изображением птиц, на среднем круге – картинки с изображением гнезд, а на маленьком – картинки-схемы зимующих и перелетных птиц. Ребята, назовите птиц на большом круге.
Дети называют всех птиц.
Воспитатель: Хорошо. А сейчас я вам предлагаю прищепками отметить перелетных птиц. Назовите тех птиц, которых вы отметили.
Дети: Грач, аист, ласточка.
Воспитатель: А сейчас нам нужно подобрать гнездо для птиц, которых мы отметили. С какой птицы начнем?
Дети: с аиста.
Воспитатель: Хорошо. Крутим средний круг. Ребята, а где живет аист?
Дети: На крыше дома.
Воспитатель: Нам нужно найти соответствующую картинку. Подобрали! А маленьким кругом отмечаем перелетная птица аист или зимующая. Крутим маленький круг. Правильно. Аист – перелетная птица. Совпало, ребята?
Дети: Да.
Аналогично подбираем гнездо для другой птицы.
Воспитатель: Интересно было играть?
Дети: Да
Воспитатель: Слайд 17. А сейчас возьмите подушки, присаживайтесь поудобнее. Ребята скажите, понравилась ли вам наша беседа? А что вам понравилось или запомнилось больше всего? А какое задание было для вас трудным? Я очень рада, что вам понравилось. Вы замечательно играли, хорошо отвечали на вопросы и внимательно слушали. И для вас небольшой сюрприз от перелетной птицы ласточки. Ребята, берите конфеты. До свидания!