Наталья Антипенко
Создание мини-проекта Русская горница
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музеи Русская горница
Актуальность проекта.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Публикация «Создание мини-проекта Русская горница» размещена в разделах
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых - метод проектирования. Мы разработали проект Музей «Русская горница» в детском саду». Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Задачи работы с детьми в мини – музее «Русская горница»
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;
- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношениек экспонатам мини-музея;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Деятельность родителей в мини-музее «Русская горница»
Организация экскурсий;
Проведение занятий;
Участие в праздниках и развлечениях;
Посещение экскурсий, проводимых детьми;
Участие в выставках.
Важно донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации мини-музея. Они должны понимать, что их участие необходимо и в дальнейшей деятельности мини-музея. Можно провести групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.
Формы работы с детьми в мини-музее «Русская Горница»
досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития и «сладкие вечера»;
встречи с интересными людьми
выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду;
экскурсии, проводимые детьми подготовительной группы;
конкурс «Юный экскурсовод»;
театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов мини-музея – предметов быта и одежды.
Перспективно — тематический план работы в мини-музее «Русская горница»
(Подготовительная группа)
Месяц Занятия с детьми подготовительной группы Мероприятия с родителями Конкурсы и выставки
Сентябрь День города.
Экскурсия в мини-музей «Русская горница».
Быт русского народа (мебель).
Утварь деревенского дома. Экскурсия в мини-музей «Русская горница». Выставка детских работ по рисованию «Мой город»
Октябрь Любят в праздники рядиться наши русские девицы. Русский национальный костюм.
Русский национальный головной убор (женский, мужской).
Русская национальная обувь (сапожки, валенки).
Посиделки. Участие в посиделках. ___
Ноябрь Печь – матушка.
Русская кухня (национальные блюда).
Русский самовар и чаепитие на Руси.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город? Узнай по фотографии». Приготовление угощения для чаепития. Выставка фотографий из семейных альбомов «Мы гуляем по Клинцам».
Декабрь Дети, в гости наряжайтесь.
Приберём избу к празднику.
Празднование Нового года на Руси.
Чудесный сундучок. Подготовка к празднованию Нового года. Конкурс детских работ «Встречаем Новый год».
Январь Игрушки наших бабушек.
Мои любимые игрушки.
Русские народные игры зимой.
Игры – забавы с домовёнком. Изготовление самодельных книг с загадками, стихами, сказками, приключениями собственного сочинения. Конкурс рисунков «Игрушки».
Февраль Русские промыслы :
жостово (производство подносов)
гжельская керамика (посуда);
городец (предметы мебели);
вятская игрушка («дымка»). Участие в выставке самодельных книг. Конкурс детских построек «Снежный городок».
Март Русский фольклор (Потешки, пестушки, колыбельные).
Чтение русской народной сказки.
Спектакли по мотивам русской народной сказки (неделя театра).
Посиделки. Посещение спектакля. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Апрель История возникновения города (посещение городского музея).
Знаменитые люди нашего города.
Привлечь родителей к посещению музея. Конкурс чтецов «Мой город».
Май Семья и родной дом.
Здравствуйте, это – мы.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Отец – хозяин дома. Оформление информационной папки «Права детей». Конкурс рисунков «Моя семья».