Светлана Игнатова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по России к разным народам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по России к разным народам»
Задачи: Расширять представления детей о национальной культуре народов России. Формировать представления о национальных костюмах, их особенностях, пополнять словарный запас. Развивать мышление, внимание, творческие способности. Продолжать знакомить с играми народов России.
Материал:
Компьютер, музыка для игр
картинки с изображением народов
звуки транспорта, коми куклы
карта России или глобус
гимнастические палки, мешочек с песком
шапочка лисы, тюбетейка, карта, 2 платка
цифры или геометрические фигуры
русский костюм + костюм мальчика
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по России к разным народам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
песни: «Моя Мордовия», «Моя Россия»
На стенах группы развешаны картинки с изображением народов: мордовцы, чукчи, татары, башкиры, коми.
I. Введение.
- Дорогие ребята, мы уже из презентации узнали, что в нашей стране проживают разные народы.
Стихотворение: (Алиса)
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
- Какие национальности вы знаете?
- А как называется наша большая страна?
Рассматривание карты России, либо на глобусе
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
1. Наша страна называется … (Россия).
2. Наша страна очень … (большая, огромная).
3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Сегодня мы решили с вами отправиться в путешествие по России к разным народам в разные республики.
- Как вы думаете, что нам необходимо для путешествия?
- Что мы будем там делать?
- Сколько республик посетим? (По карте)
- Куда поедем сначала?
- На чем мы отправимся?
Отправляются, звуки соответствующего транспорта, находят картинку.
II. Основная часть
1 остановка - Мордовия
- В какую республику мы приехали?
- Как называется народ, который здесь проживает?
- Посмотрите на их народный костюм?
- Как одеты женщина и мужчина?
- Какой красивый мордовский национальный костюм.
- Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Мордовцы, как и другие люди, очень любят свою республику и поют о ней в своих песнях.
Слушание песни «Моя Мордовия»
- Что мы послушали? Вам она понравилась?
- О чем нам хотел рассказать народ в своей песне?
- Едем дальше. На чем поедем?
2 остановка - Чукотка
- Как называется встречающий нас народ? (Чукчи)
- Чукчи, живущие на Севере, очень отважные, трудолюбивые, как вы думаете, почему?
- Давайте рассмотрим их одежду.
- Как вы думаете, какая она? (теплая). Зачем?
- А из чего чукчи шьют одежду?
- Чукчи одеты в … меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка.
- Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А где живут чукчи? (В чуме)
- А помните, мы играли в игру «Построй чум»?
- Какие там правила?
Игра «Кто быстрее построит чум»
(мальчики против девочек)
- Отправляемся дальше. На чем поедем?
3 остановка - Татарстан
- Как называется народ, который здесь проживает?
- Татары живут в республике Татарстан.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
(На голове у мужчины тюбетейка, в костюме преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
- У татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, праздник урожая.
- Кто помнит из презентации, что делают татары на празднике?
- Девушки и женщины готовят всякие вкусности на стол, а мальчики, юноши и мужчины меряются силами.
Соревнование «Скачки на коне»
4 остановка - Башкортостан
- Как называется народ, который здесь проживает?
- Башкиры живут в республике Башкортостан и очень любят играть в подвижные игры.
Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг на сторонах площадки.
В центре каждого круга платок на стуле. Взявшись за руки, все идут кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Во время музыки дети гуляют на лугу. По окончании - быстро бегут к своим платкам и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
- На какую игру похожа эта игра? («Построй чум»)
- Пора возвращаться в нашу Коми республику. На чем поедем?
- Где нам надо остановиться? Где наши коми куколки?
5 остановка - Коми
- Как называется народ, который здесь проживает?
- У каждого народа свой язык.
- Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, коми, мордовский или татарский, и обязательно русский язык.
- Потому что русский – это государственный язык России.
- Почему нам обязательно надо знать русский язык?
- На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
- Но и забывать нам свой родной коми язык тоже нельзя.
- Вы умеете разговаривать на коми языке?
- Тогда поиграем в словесную игру с мячиком.
- Я буду бросать вам мешочек с песком, и называть слово на русском языке, а вы бросаете мне мешочек обратно и говорите это слово на коми языке.
Игра «Переведи на коми»
Дерево – пу
Дом – керка
Дорога – туй
Осень – ар
Холодно – кодзыд Каша – рок
Суп – шыд
Ложка – пань,
А теленочек – кукань.
- Миян доро локтiс талун наян руч да косйо ворсыштны тiянкод. Косйо, мед тi лоанныд кочьясон, а сiйо тiянос кыялас.
- Ворсыштам сыкод?
- Либо кочьяс кутасны овны танi, а руч дзебсяс. Кочьяс кутасны петны ворысь эрд выло да шуавны:
Кочьяс ворысь пэтiсны,
Эрд вылын чеччалiсны.
Кысько локтiс наян руч,
Да кочьясос кыялiс.
- Тайо кывъяс борын кочьяс пышйоны, а руч кыйо.
- Видзодлам, кутшом коч медся сюсь.
III. Заключение
- Вам понравилось путешествовать по России?
- В каких республиках мы побывали?
- Где вам больше всего понравилось? Почему?
- А в заключение нам Тася расскажет стихотворение.
Стихотворение: (Тася)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
А если бы нас вдруг спросили:
«- А чем дорога нам страна?»
Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
- А русские хороводы какие-нибудь знаете? (Во саду)
Песня «Моя Россия».
Внесение русского костюма.
Активизация на рисование
(или лепку) по темам:
«Русский костюм»,
«Наше путешествие»,
«Народы России».