Галина Блоха
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : совершенствование навыков связной речи детей.
Задачи: - учить использовать в речи числительные
- продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя сложными распространенными предложениями; развивать диалогическую речь детей, умение выслушивать внимательно текст или вопрос, дополнять ответы сверстников, не перебивать друг друга.
- Обогащать словарный запас детей по лексической теме.
- Совершенствовать лексико–грамматические навыки, развивать артикуляционный аппарат для правильного и чистого произнесения звуков.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать положительное отношение к народной культуре.
Материал: Игрушки (матрешки, глиняные игрушки, из соломы, куклы обереги).
Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная, соломенная, глиняная.
Ход НОД:
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на экскурсию, напомните, на чем можно путешествовать по городу, селу? (Ответы детей, подвести к тому, что экскурсия будет проходить на автобусе).
Динамическое упражнение «Автобус» :
Вот мы в автобусе сидим и сидим, и сидим
И из окошечка глядим, все глядим
(руками показываем окошко с лёгкими приседаниями).
Глядим назад, глядим вперёд
вот так - вот,
вот так - вот.
(повороты направо-налево, подставляя ладонь ко лбу как-будто вдаль смотрим).
Ну что ж автобус не везёт, не везёт
(плечи прижимаем к голове).
Колёса закружились
вот так - вот, вот так –вот
(бег на месте).Вперёд мы покатились
Вот так – вот, вот так –вот
(бег по кругу).
А щётки по стеклу шуршат
Бжик, бжик, бжик, бжик.
Все капельки смести хотят
бжик, бжик, бжик, бжик
(имитируем щётки – дворники).
И мы не просто так сидим,
Би –би –би, би –би –би
И громко, громко все гудим би –би –би
(жмём двумя руками на гудок руля).
Пускай автобус наш трясёт
Вот так -вот, вот так –вот
(трясём руками).
Мы едем, едем всё вперёд
Би –би –би
(бег на месте).
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Но, сначала, давайте вспомним правила поведения во время экскурсий. (Ответы детей – воспитатель обращает внимание на то, что необходимо выслушивать товарища, дополнять ответ, нельзя перебивать друг друга. Обратить внимание на полные ответы).
Мы посетим Русскую избу.
- Что вы видите? (Ответы).
- Раньше, длинными, зимними вечерами садились дети на лавку и играли. Я тоже приглашаю Вас присесть на лавки.
Когда дети рассядутся за столы на лавки, воспитатель может спросить, удобно ли им? Из чего сделана лавка? Очень много мебели и кухонной утвари делали из дерева, глины – то есть из природных материалов, которые можно было легко получить. Они находились всегда рядом с людьми, не далеко от дома.
Давайте, вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.
Ребё нок: из дерева, из соломы, из глины.
Воспитатель: Игрушки из дерева как называются? (деревянные?А из соломы (соломенные?А из глины (глиняные? Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?
Ребё нок: из пластмассы (пластмассовые, из резины (резиновые, из металла (металлические).
Воспитатель: Сосчитай, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?
Воспитатель все время следит, чтобы дети старались отвечать на вопросы развернутыми, сложными предложениями, не перебивали друг друга. - А теперь, давайте, дадим на эти вопросы полные ответы (проговаривают вместе).
Воспитатель: я предлагаю вам выбрать понравившуюся игрушку. Например, я выбираю деревянную лошадку. Ребёнок продолжает.
Воспитатель: поставь игрушки в ряд. Назови их по порядку.
Упражнение на развитие зрительной памяти «Угадай, чего нет».
Воспитатель: сейчас я буду убирать по одной игрушке, а вы догадайтесь, какой не хватает.
Полные ответы ребёнка (Здесь нет соломенной куклы).
Игра «Рушничок»
Воспитатель: можно поиграть и без игрушек. Скажите, какое полотенце расстелено на столе?
Ответы детей (очень длинное, яркое, нарядное, красивое).
Воспитатель: Посмотри, какие на нем узоры, цветы. Такие полотенца раньше называли рушниками. Их обычно предлагали гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Посмотри, какие разные были рушники. Дети с таким рушником могли устроить игру. Давай, и мы поиграем!
Мы сегодня с вами вместо рушника возьмем полотенце. Необходимо аккуратно свернуть свой край полотенца и встретится со мной. Во время игры мы будем говорить такие слова:
Чок-чок, чоки-чок-
Пальцы крутят рушничок.
Чей-чей, чоки- чей-
Ты закручивай ловчей! (Проводится игра).
Воспитатель: под полотенцем мы не увидели еще одну игрушку, с которой раньше играли дети. Отгадайте, что это:
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Но всего одна игрушка. (Матрешка).
Воспитатель: верно. Это нарядная деревянная кукла и сейчас нравится всем: и детям, и взрослым. Посмотри на нее.
А ты хочешь узнать как появилась матрешка? (да)
Восп: Сейчас я расскажу историю матрешки.
Воспитатель: Рассмотри нашу матрешку. Как ты думаешь, какими мастерами она изготовлена — семеновскими или сергиево — посадскими? Каких цветов больше в нашей матрешке? Давай, сосчитаем сколько фигурок спрятано в нашей матрешке. В разных матрешках бывает разное количество фигурок и восемь и семь и пять.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с маленькими матрешками. Я посмотрю, насколько вы внимательны.
Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения:
Я возьму матрешку в левый кулачок.
Положу матрешку справа на бочок.
А теперь поставлю на левое плечо.
Спрячу я матрешку в правый кулачок.
А теперь поставлю прямо пред собой.
А сейчас подвину влево левою рукой.
Положу я под ладошку куколку свою.
А сейчас из-под ладошки снова достаю.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Наряди матрёшку»
Игра «Наряди матрёшку»
Рефлексия.
Воспитатель:
- Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба).
- О чем говорили? (об игрушках).
- Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево).