Курбатова Ирина Павловна
Конспект НОД в старшей группе «Государственные символы России»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с государственными символами России : флаг, герб, гимн;
- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Государственные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие гражданского самосознания.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой : флаг, герб, фонограмма гимна, карандаши для самостоятельной деятельности, альбомный лист, флажки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку.
Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из…
Дети: России.
Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
2. Основная часть.
Воспитатель. Россия – страна очень большая и красивая. Наша Родина огромная, просторная и необъятная. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия.
Воспитатель.
А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Ответ детей: Граждане, жители, россияне.
Воспитатель. Значит мы кто?
Дети: Россияне.
Воспитатель. Россия – величественная и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас, правильно – россиянами. И этим нужно гордиться!
Послушайте стихотворение «Родина»
Родина любимая – Россия!
Облака плывут в воздушной сини,
Реки полноводные, хребты.
Это ты, моя Отчизна, ты!
И легчайшие пуховые снега,
И грустная хвойная тайга,
Озеро хрустальной чистоты,
Это ты, моя Отчизна, ты!
И поля, где хлебушек родится,
Где пшеница буйно колосится,
Где в лугах медовые цветы,
Это ты, моя Отчизна, ты!
И берёза, красная девица,
Что листвой осенней золотится-
Нет такой на свете красоты.
Это ты, моя Отчизна, ты!
Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого их этих государств есть свои государственные символы.
А какие символы у России, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
Дети: Гимн.
2. По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это?
Дети: Флаг.
3. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
Дети: Герб.
Воспитатель. Правильно, это– гимн, флаг и герб.
Они объединяют людей данной страны, выражают их нравственные идеалы, служат опознавательными знаками страны. Что же такое гимн?
Дети: гимн – главная песня государства.
Воспитатель. Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особых, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины.
Послушайте, внимательно.
Воспитатель. Мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Узнавание Гимна России»
(Воспитатель включает аудиозапись.)
Детям надо узнать Гимн своей страны среди множества других мелодий и
встать, когда он будет звучать.
(Дети слушают Гимн России).
Воспитатель. Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями.
Воспитатель. Кто же создатели Государственного гимна России?
Ответ детей.
Воспитатель. Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров.
Поэт написал слова, композитор – музыку.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите на экран, найдите среди других флагов –наш Российский флаг.
(Дети находят флаг).
Воспитатель. Молодцы! Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Звучит музыка, в зал входят дети с российским флагом.
Чтение стихотворения. «Флаг России – триколор»
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
У России флаг трёхцветный, три полосы – белая, синяя и красная.
Воспитатель. Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы красная, синяя, белая. Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. В конце августа в России отмечают День российского флага.
Воспитатель. Ребята встаньте и возьмите флажки, слушайте стихотворение и выполняйте движения.
Вышли дети на парад.
Друг за другом встали в ряд.
Как красиво все шагают.
Дружно ноги поднимают.
Руки вверх поднимем,
Руки вниз опустим.
В стороны, помашем
На пояс – и попляшем.
Покажи мне свой флажок,
Спрячь-ка за спину, дружок.
(Дети садятся на свои места.)
Воспитатель. А сейчас все вместе рассмотрим флаг.
- Что вы видите на флаге?
Дети: полотнище красного, синего и белого цвета, на флаге изображен герб нашей страны.
Воспитатель.
Правильно, на флаге изображен герб нашей страны, орел с двумя головами его так и называют двуглавый орел.
Ребята, посмотрите одной головой он смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего?
(Ответ детей)
Воспитатель. Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог помешать мирно жить.
Ребёнок читает стихотворение.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Воспитатель. Есть у России и другие символы характерны только нашей страны, это русские матрёшки, песня «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла». Этот хоровод водили много - много лет назад, его знают до сих пор.
Предлагаю всем встать в хоровод.
2. Физминутка.
Игра – хоровод «Во поле берёза стояла».
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла» :
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.
В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
Воспитатель. - Ребята, проходите на свои места. (Проводится беседа).
2. Заключительная часть.
Задание «Моя мечта»
Давай мы подумаем, чтобы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны?
Я начну, а вы – продолжите: мы могли бы поливать деревья и т. д. (ответы детей).
Ещё я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей стране, своей Родине, когда вырастете.
Кем вы будете, когда вырастете?
Предлагаю вам нарисовать свои «подарки», а – затем объяснить, что вы хотели об этом сказать.
Самостоятельная деятельность.
(Дети рисуют свои «подарки», затем объясняют).
Начало предложения воспитатель придумывает сам, например: «Я мечтаю подарить своей Родине…., а дети продолжают.
3. Итог занятия.
Воспитатель. Вы - маленькие россияне. Вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких. Учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.
Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны. Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своим юными россиянами.
Рефлексия: А что нового вы узнали сегодня о России, государственных символах?
Какое новое слово мы сегодня узнали?
Как вы, считаете, справились ли вы с работой?