Татьяна Владимировна Попова
Конспект НОД в старшей группе «О чем рассказал каменный уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Воспитатель: Попова Татьяна Владимировна
Тема. «О чем рассказал каменный уголь»
Цель. Создание социальной ситуации развития детей для формирования представлений об объекте неживой природы – каменном угле.
Задачи.
1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
2. Обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность (познавательное развитие);
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „О чем рассказал каменный уголь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
3. Обеспечить условия развития представлений о полезном ископаемом – каменном угле (познавательное развитие);
4. Обеспечить условия развития инициативы и самостоятельной активности детей (познавательное развитие);
5. Обеспечить условия для формирования исследовательского интереса к изучению мира камней (познавательное развитие);
6. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
7. Создать условия для развития причинно – следственных связей (социально – коммуникативное развитие);
8. Обеспечить развитие положительного отношения к природе и родному краю (социально – коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей.
1. Общение ребёнка с взрослым;
2. Общение ребёнка со сверстниками;
3. Экспериментирование;
4. Подвижная игра;
5. Дидактическая игра;
6. Продуктивная деятельность;
7. Поисковая деятельность.
Предварительная работа.
• Разучивание стихотворений;
• Отгадывание загадок;
• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых;
• изготовление «энциклопедий» о полезном ископаемом - каменном угле (совместно с родителями).
Дидактическое обеспечение. Образцы каменного угля, стеклянные емкост с водой, лупы, деревянные палочки, влажные салфетки, карточки – вопросы, книжка – альбом о камне, карта Хакасии, значки – обозначения полезных ископаемых, иллюстрация герба города Черногорска, мультимедийная установка.
Структура занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Проходите, в кружочек скорее садитесь,
Друзьям и подружкам своим улыбнитесь.
Сегодня на нашем занятии мы с Вами продолжим знакомство с таинственным миром камней.
Создается проблемная ситуация: Одна из девочек обращается к воспитателю:
Девочка: Елена Ильинична!
Я сегодня в садик шла
Интересный камешек на дороге нашла
Он мне необычным показался
И даже след его на моих руках остался!
Ой! Кажется, у меня испачкались руки!
I. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за камень Ксюша нашла? Может кто – то знает, как он называется?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно вы правы – это каменный уголь. А что Вы знаете об этом камне? (Ответы детей) Как люди его используют? (Ответы детей о том, что уголь используется для отопления домов, бань.)
Воспитатель: Вы правы. В наши многоэтажные дома в трубы отопления поступает горячая вода, которая нагревается в котельных при сжигании угля. Воспитатель: А знает ли кто – нибудь из вас, как в природе образуется каменный уголь?
Далее, рассказ воспитателя с показом слайдов
Воспитатель: Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. (показ слайда 1). Деревья вырастали огромных гигантских размеров. (показ слайда 2). Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. (показ слайда 3) Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь. (показ слайда 4).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. Становитесь в круг:
«Много есть камней на свете
Поиграем с камнем дети?
Камни разные бывают
Наши дети это знают.
Раз, два – не зевай
Камень другу передай.
Пока музыка играет
Камень по рукам гуляет».
На ком музыка остановится – тот называет камень.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли каменный уголь использовать еще в каких – то целях, а не только как топливо?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю Вам превратиться в ученых и исследовать этот камень. А раз мы ученые исследователи,
предлагаю надеть халаты и подойти к столу.
Дети надевают халаты
Воспитатель: У нас есть схемы обследования предметов. По этим схемам мы будем исследовать каменный уголь :
1. Валентин, выбери схему. Что она означает? (Ответ ребенка)
- Как можно определить твердый или мягкий уголь? Сожми в руке, определи какой он?
Воспитатель:
1. Ксюша, теперь ты выбери. Что будем определять по схеме?
«прочность»
- Как проверить прочность каменного угля сейчас посмотрим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.
Воспитатель ударяет по куску каменного угля, завернутого в белую ткань, молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков.
Выводы детей о том, что каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски. Значит он хрупкий.
Воспитатель:
3. Алина, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?
«Оставляет след или нет».
Воспитатель: возьмите каменный уголь, попробуйте что – нибудь нарисовать на листе бумаги?
Воспитатель: Если уголь красит значит, что можно делать из каменного угля?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает слайд
Воспитатель: Уголь является сырьем для изготовления красок (слайд 5,
Эмалей (слайд 6).
1. Воспитатель: Витя, выбери схему. Что по схеме будем определять?
«Запах»
Воспитатель: Давайте определим имеет ли уголь запах.
Ответы детей.
Воспитатель: Каменный уголь не имеет запаха.
2. Воспитатель: Дарина, твоя очередь выбирать схему. Что эта схема обозначает?
«Поверхность угля»
Воспитатель: Дарина, возьми в руки уголь. Какой он?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Поверхность угля бугристая.
3. Воспитатель: Артем, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?
«Свойства в воде»
Воспитатель: как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему выделяются пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подуем в коктейльную трубочку. Почему когда вы дуете, на поверхности появляются пузырьки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Так почему на поверхности воды образуются пузырьки, когда мы опускаем уголь в воду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается в каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.
4. Воспитатель: Даша, выбери схему, которая будет обозначать, что исследуемый объект при опускании в воду выделяет воздух.
Далее воспитатель показывает детям угольные таблетки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) Кому – то из вас приходилось пить такие таблетки? (Ответы детей) Когда вам их давали? (Ответы детей)
Воспитатель опускает таблетку в воду и предлагает детям посмотреть, что происходит.
Воспитатель: В угольных таблетках тоже есть воздух. И поэтому в нее всасываются все вредные вещества, которые попадают к нам в организм.
8. Воспитатель: Рома, осталась последняя схема. Скажи, что она означает?
«растворяется в воде или нет»
Воспитатель: А как вы думаете, уголь растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
• Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
• Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Воспитатель: Замечательно потрудились и сейчас мы все это подытожим. Предлагаю поиграть в игру «Трик-трак».
(Дети передают друг другу кусочек угля, воспитатель задает вопрос, тому ребенку у которого в руках уголек. Если ответ утвердительный ребенок отвечает «Трик-трак это так!», при отрицательном ответе «Трик-трак это не так!»)
Вопросы для игры:
1. Каменный уголь всплывает на поверхность?
2. Уголь используют для изготовления драгоценностей?
3. Каменный уголь имеет черный цвет?
4. Каменный уголь растворяется в воде?
5. Каменный уголь не имеет запах?
6. Каменный уголь мягкий?
7. Каменным углем можно рисовать?
По окончании опытов дети снимают халаты и садятся на стульчики.
Далее воспитатель показывает слайды, где еще применяют каменный уголь.
Воспитатель: Ребята, а у нас в Хакасии есть каменный уголь?
Ответы детей
Воспитатель: У нас в Хакасии уголь начали добывать чуть более 100 лет назад. Залежи угля есть на территории Алтайского района (разрез «Изыхский», Бейского района. (Воспитатель прикрепляет к карте значки – обозначения каменного угля) Одно из крупных месторождений угля находится на территории нашего - Усть - Абаканского района - это Черногорское месторождение, город Черногорск. Как вы думаете, почему его так назвали: «Черно – горск»?
Ответы детей.
Воспитатель: Слово «Черно» - какое слово вам напоминает? Как это слово связано со словом уголь?
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните легенду, которую я Вам рассказывала. Как в легенде рассказывается о том, почему так назвали город?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
Воспитатель: Верно. Уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. (Слайд 7). Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. (Слайд 8) Добытый уголь грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. (Слайд 9).
II. Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня на занятии вы были активными, любознательными, узнали много интересного, много нового о каменном угле. Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей
Воспитатель: Что оказалось трудным на занятии?
Воспитатель: Я для вас приготовила смайлики. Если вам понравилось занятие и вы узнали на нем что – то интересное для вас, то возьмите веселый смайлик. А если нет, то возьмите грустный смайлик.
Спасибо за внимание!
Использованная литература.
1. «Песок, глина, камни» Н. Рыжова («Дошкольное воспитание» №11 2003г.)
2. «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмин «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС» Москва 1997
3. «Горы» Ф. Лисак АСТ «АСТРЕЛЬ» Москва 2003
4. «Хочу все знать» «МиМ-ЭКСПРЕСС» Санкт-Петербург 1995
5. Журнал “Обруч”. Статья “Каменная эпидемия”. Н. Нестеренко, с. 22-24, №3
1999г.
6. «Происхождение гор и материков» В. А. Обручев «ОГИЗ» Москва 1948
Интернет ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования (nsportal.ru)
2. Сайт издательского дома «Первое сентября» (festival@l semtember.ru)