Екатерина Вдовкина
Конспект НОД в средней группе «В гостях у матрёшек»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проектировочный компонент
Тема: Воспитать интерес к народной игрушке.
Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания матрёшки.
-Развивать эстетическое восприятие художественных образов, художественно-творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
- Воспитывать художественный вкус и чувства гармонии.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В гостях у матрёшек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"
Формы и средства обучения : образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Используемые медиаобъекты: исполнение песни «Поезд» с выполнением движений; игра "Матрешечка-Матрешка"; выставка творческих работ; физминутка.
Используемое оборудование: музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка», платок для игр, матрешки-игрушки.
2. Организационный компонент
Материалы: деятельность составлена в соответствии с СанПин и здоровьесберегающими технологиями для детей средней группы; столы и стулья группы; столы и стулья по возрасту детей.
Группа разделена на две зоны:
-стулья на коврике;
-рабочая зона (столы и стулья, на столах заготовки-платочки и краски).
Ход деятельности:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча, к нам в детский сад пришло много гостей.
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
Ребята, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем и «Здравствуйте!
Давайте еще подарим гостям улыбку. Улыбка – это живой подарок, а подарку всегда рады. (Дети улыбаются) .
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому в гости – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка!
Дети: Да.
Воспитатель: А поедем мы к матрешкам на поезде. Ну что, готовы в путь дорогу?
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
Дети исполняют песню «Поезд»
1. Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
2. Чу-чу, чу-чу, чу-чу, бежит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
3. Но вот остановка в дороге опять.
Вставайте, ребята, пойдемте гулять.
4. И снова наш поезд несется, летит,
Вагон за вагоном по рельсам скользит.
5. Чу-чу, чу-чу, чу-чу, бежит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Воспитатель: Ехали, мы ехали -наконец приехали! Это кто же нас встречает?
Матрешки : Здравствуйте, дети!
Мы - матрешки, мы - подружки
Мы - веселые игрушки,
В шелковых платочках,
Платьица в цветочках.
Улыбаемся всегда и с ребятами друзья.
Мы в деревне родились и на славу удались.
Щёчки пухленькие, сами кругленькие,
А на голове платочки, словно яркие цветочки.
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова
Матрёшки : Не одни мы в доме были, а с подружками своими.
Воспитатель: (берет матрёшку – игрушку) Да где же они, подружки ваши? Ребята вы видите подружек?
Дети: Нужно матрёшек раскрыть и подружек достать.
Воспитатель: Ребята, помогите раскрыть матрёшек и расставить на столе.
Вот спасибо! Ребята, а вы стихи про матрёшку знаете?
1 ребёнок.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одё жки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Проходите ближе к домику матрешек, усаживайтесь на скамеечки.
Давайте поговорим о этой замечательной игрушке.
Это кукла матрёшка она совсем не обычная, потому что сделана из дерева. Она очень красиво расписана, её можно собирать и разбирать. Когда её разбираешь, то получится несколько кукол. А вы любите играть с матрёшками? А в какие ещё игрушки?
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
А вот когда-то давным-давно у детей не было так много игрушек. И родители мастерили их сами. Вокруг было много леса и игрушки делали из дерева. И мастера придумали занятную деревянную куклу. Похожа она на крестьянскую девочку Матрёну и куклу начали называть Матрёшка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол. Один мастер вырежет из дерева, а другой красиво разрисует. Много матрёшек наделают своим детям и ещё на базаре отвезут, а такую красоту сразу раскупают.
Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. Люди которые приезжают в нашу страну, обязательно увезут с собой на память.
Воспитатель:
Ну, ребятки, не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)
Из детей выбирают матрёшку. На голову завязывают платочки. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети.
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
Воспитатель: Ой, ребята, а что-то одна матрёшка загрустила! Ты почему, Матрёшка, такая грустная стоишь?
Матрёшка : Как же мне не грустить? У всех Матрёшек есть платочки, а у меня нет.
Воспитатель: Ребята, а мы поможем матрёшке?
Дети: Да.
Воспитатель: Матрёшка, ты не переживай, дети тебе подарят платочек. Поедем с нами в детский сад. В паровозик все вставайте и обратно уезжайте. Под музыку «Поезд» передвигаемся за столы.
Воспитатель: Ну вот и приехали.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами нарисуем платочки для матрёшки.
Работа с платочками-заготовками: Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки - платочки для матрёшки. Звучат русские народные мелодии в записи, дети украшают платочки для матрёшки.
Воспитатель: Вот тебе Матрешка платочки, ребята старались, носи на радость.
Матрёшка :(благодарит детей, угощает баранками)Ну, а сейчас пришло время расставанья, мне пора домой к подруженькам. До свиданья!
Воспитатель: Где мы сегодня были, чем занимались?
• Ответы детей. ИТОГ:
1. С какой игрушкой вы сегодня познакомились?
2. А из чего матрёшка сделана?
3. Какие матрёшки бывают по росту?
4. А как можно с ними играть? (Собирать, разбирать) .
5. А каким цветом раскрашена матрёшка? (Яркими, разными цветами)
6. А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
• Молодцы.
3. Рефлексивный компонент
Вопросы были просты и понятны детям. Опирались на жизненный опыт и знания детей. Активизировала словарь, уточняла, дополняла ответы детей. Руководствовалась принципами психологической комфортности, сотрудничества с детьми, последовательности, связи с жизнью, взаимопонимания и уважения.
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2004.
2. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Комарова, Т. С. Эстетическая развивающая среда / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.